№6
Про вклад 🇯🇵 японского дизайна в мировые практики проектирования можно говорить вечно (а я так и буду), особенно актуально в мире с сильной эко-повесткой.
Сегодня в разборе у нас команда из SANAA, а точнее взгляды её старшей партнёр(ки?) Кадзуё Сэдзима.
Женщина руководитель бюро в достаточно (и все еще) патриархальном обществе Японии, которая вывела свой дух архитектуры в мир.
Оставаясь плохо говорящей на английском, преподает в Гарварде, курировала архитектурное биеннале в Венеции 2010-го (первая женщина на этой должности), будучи «закрытым» профессионалом — посмотрите на белый сайт SANAA без проектов.
Кстати в названии используется большая A (And Associates), потому что ребята делают акцент на особые отношения внутри (чтобы это ни значило).
Вдохновлялась идеей «Дом как произведение искусства», противопоставляя её концепции «Дом как машина для жилья» Ле Корбюзье. Благодаря чему бюро занимается современными выставочными пространствами, где и развивает свои идеи. Посмотрите как сделали узкий коридор в манхэттонском музее, для перезагрузки посетителей между экспозициями.
Стала известна благодаря созданию женского общежития для производственной компании в Кумамото, где жители «могли чувствовать покой, безопасность и близость к природе», а также проектированием социального жилья в команде с Элизабет Диллер (Парк Зарядье и Хай-Лайн парк в Нью-Йорке), где собирала квартиры тетрисом с узкими комнатами, но обязательным вторым ярусом, чтобы свободней дышалось.
Её партнер по бюро Рюэ Нисидзава любит все дробить на отдельные элементы, часто на кубики, иногда разбрасывают эти элементы на территории (даже ванные комнаты).
В совместных проектах заигрывают с параметрической архитектурой, делают сквозные проходы, садики, безбарьерные среды, мастерят террасы, имитируют природные объекты и много работают с естественным освещением.
Проектировали учебный центр Rolex Политеха в Лозанне, где собрали здание со входом в центре(!) через арки, которые держатся на стальных тросах. Это просто гусенички 🐛
В самой Японии перепридумывают локальные традиции архитектуры, рифмуя формы зданий с ландшафтом. Пример — проект Культурного центра на севере страны и здание библиотеки в Токио.
Не забывают придумывать и мебель, а также покрытие для поезда(!) из алюминия для визуального растворения транспорта.
Рекомендую посмотреть о них лекцию Анны Броновицкой для Гаража и
фильм TOKYO RIDE о духе ребят.