Найти тему
ПоУшиВКино

“Бостонский душитель” (2022): Сексизм, маньяки и журналистки

Сюжет фильма “Бостонский душитель” (Boston Strangler) режиссёра Мэтта Раскина (Matt Ruskin) освещает отрезок истории в жизни Бостона с 1962 по 1965 года, когда общественность была напугана из-за регулярных смертей женщин от удушения, а полиция не могла поймать преступника, она рассматривала их как несвязанные убийства одиноких женщин. Он выбирал одиноких, попадал в их квартиры, представляясь либо разнорабочим, чтобы что-то починить по распоряжению домоуправа, либо работником модельного агентства. Полиция же обнаруживала трупы всегда с чулками, завязанными вокруг шеи жертвы бантом, словно на подарочной коробке.

Постер к фильму "Бостонский душитель"
Постер к фильму "Бостонский душитель"

Журналистка местной газеты Лоретта Маклафлин взялась за материал, чтобы информировать население, и в одной из своих заметок назвала его “Бостонским Душителем”. С этим прозвищем он и вошёл в историю.

Я ничего не знала об этом деле, потому мне пришлось кое-что поискать по этому делу, чтобы понять, как относиться к фильму. Вот что пишет о маньяке-душителе сайт Britannica (кстати, в этой заметке лучше всего пересказано его дело):

“Бостонский душитель” (Boston Strangler) – это американский серийный убийца, убивший по меньшей мере 13 женщин в районе Бостона в период с 1962 по 1964 годы. О его преступлениях написаны книги и сняты фильмы, хотя точное количество жертв, а также его личность оказались предметом споров.

Первая жертва бостонского душителя, 55-летняя женщина, подверглась сексуальному насилию и была задушена в своей разграбленной квартире 14 июня 1962 года. В течение следующих месяцев несколько других женщин в возрасте от 65 до 85 лет были убиты при аналогичных обстоятельствах, известие о которых повергло город в панику. Начальник полиции Бостона направил почти все ресурсы своего департамента на поиски так называемого “убийцы матерей” (mother killer). В декабре была убита молодая женщина, а три недели спустя другая 23-летняя жертва была найдена задушенной. Среди последующих жертв были женщины разных возрастов. К январю 1964 года 13 женщин были мертвы, и генеральный прокурор Массачусетса Эдвард Брук лично взял на себя руководство расследованием.

В 1965 году Альберт ДеСальво (Albert DeSalvo), заключённый государственной психиатрической больницы, за которым числились кражи со взломом, начиная с 1950-х годов, признался в убийствах. Хотя ДеСальво так и не был фактически обвинён в убийствах, потому что следователи в то время не смогли физически связать его с убийствами, он был признан виновным по делу о сексуальном насилии и приговорён к пожизненному заключению. Это дело и жизнь ДеСальво были показаны в фильме 1968 года "Бостонский душитель" режиссёра Ричарда Флейшера (Richard Fleischer). ДеСальво был убит в тюрьме штата Уолпол в 1973 году.

Слева: актёр Дэвид Дастмалчан (David Dastmalchian), исполнивший роль маньяка-душителя. Справа: настоящий Альберт ДеСальво
Слева: актёр Дэвид Дастмалчан (David Dastmalchian), исполнивший роль маньяка-душителя. Справа: настоящий Альберт ДеСальво

ДеСальво рассматривался как хрестоматийный случай серийного убийцы с сексуальными мотивами – внешне обычного человека, но тем не менее, он был способен на дикие вспышки насилия. Маньяк был жесток без преувеличения. Пример: полуобнаженное тело было найдено в гротескной пародии на гинекологический осмотр – ноги, закинуты на стулья, под ягодицы подложена подушка, а вокруг шеи повязана белая наволочка.

Однако вина ДеСальво в то время была спорной и оставалась таковой в течение десятилетий после его смерти. Его первоначальные признания, например, продемонстрировали незнание многих аспектов преступлений. Хотя позже он опишет детали, которые мог знать только настоящий убийца, его показания, по мнению некоторых наблюдателей, могли быть основаны на информации, предоставленной ему полицией. Более того, несколько выживших жертв не верили, что он был нападавшим на них.

В начале 21 века анализ ДНК недавно обнаруженных судебно-медицинских доказательств дал возможность определить, был ли ДеСальво виновен в изнасиловании и убийстве Мэри Салливан. Это была последняя жертва, приписанная бостонскому душителю. Любопытно вот что: анализ ДНК от 2001 года не показал ДеСальво ответственным за преступление по делу Салливан. Но вот в 2013 году анализ ДНК его эксгумированных останков показал точно противоположное. По мнению следователей, он действительно изнасиловал и убил Мэри Салливан. В свете более поздних выводов власти пришли к выводу, что ДеСальво, “скорее всего”, совершил и другие убийства.

Всё, что написано в заметке на Britannica, отображается так или иначе в фильме Раскина. Но в целом он получился скучным и без выдумки. Режиссёр и сценарист в одном лице, прекрасно понимая, что однозначного мнения по виновному так и нет, принял решение протянуть другую мысль через всю историю. Дело “Бостонского душителя” он пустил фоном (хотя и очень шумным), но на этом фоне за свои права у него боролись женщины. Логичный ход, потому что история разворачивается в эпоху сексизма. В редакциях тогда главенствовали мужчины, женщинам-репортёрам добиваться успеха приходилось с большим риском для жизни.

Актрисы Кира Найтли и Кэрри Кун в фильме. Эпизод: прослушивание допроса ДеСальво, из которого становится понятно, что он произносит заученные ответы на вопросы следователя
Актрисы Кира Найтли и Кэрри Кун в фильме. Эпизод: прослушивание допроса ДеСальво, из которого становится понятно, что он произносит заученные ответы на вопросы следователя

То есть, во-первых, журналистка Лоретта Маклафлин (Loretta McLaughlin, прекрасно исполненная Кирой Найтли) из газеты Record American преодолевала первоначальные насмешки со стороны полицейских и отстаивала своё право на рабочем месте вести серьёзные дела, а не просто делать заметки в разделе “Стиль жизни” о тостерах и причёсках жён политиков. Есть даже показательный момент в начале, когда главный редактор указывает Лоретте на отдел криминальных новостей и сопровождает это комментарием, что серьёзными делами уже занимаются мужчины. Во-вторых, в фильме озвучивается неутешительная мысль, что женщины всегда в опасности, потому что маньяки не переведутся. "ДеСальво вокруг", а безопасный мир – это иллюзия. Этот фильм больше призван показать борьбу женщины за правду и безопасность, чем именно само расследование. Оно, конечно, тут есть, но главное – не в нём.

Фильм “Бостонский душитель” немного напоминает прошлогодний фильм, тоже основанный на расследовании, “Её правда” (She Said) Марии Шрадер (Maria Schrader). Они оба подводят к единению женщин, подсказывают, что им стоит держаться вместе, потому что они друг друга понимают лучше.

По сюжету фильма Раскина две журналистки из местной газеты – Лоретта и её коллега Джин Коул (Jean Cole) – объединяются для расследования дела “Душителя”. Поначалу они держали дистанцию между собой, но было понятно, что они обязательно найдут общий язык, особенно после острого момента, который неминуемо возник в процессе расследования. Дело зашло в тупик, и Коул отошла в сторону, послушавшись главного редактора. Она не поддержала Лоретту Маклафлин, которая не желала отказываться от расследования, что её обидело. Это был тот момент, после которого отношения могут либо развалиться, либо стать по-настоящему прочными. Так в случае с журналистками это второй вариант. Они действительно стали подругами после этого расследования.

Слева: Лоретта Маклафлин (Loretta McLaughlin). Справа: Джин Коул (Jean Cole). 1960е
Слева: Лоретта Маклафлин (Loretta McLaughlin). Справа: Джин Коул (Jean Cole). 1960е
Слева: Джин Коул (Jean Cole). Справа: Лоретта Маклафлин (Loretta McLaughlin). 2000е
Слева: Джин Коул (Jean Cole). Справа: Лоретта Маклафлин (Loretta McLaughlin). 2000е

В фильме рассказывается о реальном расследовании, и газета, в которой работали женщины, тоже реальная. Маклафлин и Коул работали в Boston Record American, бульварной газете, созданной в результате слияния Boston American и Boston Record в 1961 году.

Пример выпуска с заметкой о Душителе в Record American
Пример выпуска с заметкой о Душителе в Record American

Большая часть работы Джин Коул была связана с репортажными расследованиями, в которых она стала мастером, так как постоянно в них практиковалась. Она разоблачила жестокое обращение с пожилыми людьми в государственных домах престарелых. Чтобы раскрыть это дело, она работала там помощницей медсестры под прикрытием. В составе группы репортёров она помогла разоблачить преступные элементы, действующие в театральном, ресторанном и развлекательном районах Бостона, который она назвала “зоной боевых действий”. И как раз в начале шестидесятых Джин Коул совместно с Маклафлин написала серию статей о Душителе. Несмотря на сложности из-за предвзятого отношения полиции и редакции к этому делу, Джин и Лоретта продолжали писать статьи, чтобы предупредить женщин о рисках, с которыми они могут столкнуться. Этот “душитель” мог материализовываться подобно призраку в запертых домах своих жертв, изнасиловать и убить, а затем бесследно исчезнуть.

Лоретта Маклафлин покинула Boston Record American через некоторое время после окончания расследования дела “Душителя”, в то время как Джин Коул оставалась репортёром-следователем на протяжении всей своей карьеры. Маклафлин тем временем продолжила журналистскую карьеру, связанную с общественным здравоохранением и даже стала научным сотрудником Гарвардского университета. В 1970-х годах она поступила на работу в качестве медицинского репортёра в Herald American. В 1976 году она перешла в Boston Globe, на чьих страницах освещала эпидемию СПИДа 1980-х годов, критикуя отсутствие реакции федерального правительства на кризис. В 1982 году у неё вышла книга "Пилюля, Джон Рок и церковь: биография революции" (The Pill, John Rock*, and the Church: The Biography of a Revolution), посвященная созданию противозачаточных таблеток.

Обложка книги Лоретты Маклафлин. Она описывает в книге своё представление о Джоне Роке как о человеке и враче, рассказывает о происхождении пилюль и о том, как к этому относится Церковь.
Обложка книги Лоретты Маклафлин. Она описывает в книге своё представление о Джоне Роке как о человеке и враче, рассказывает о происхождении пилюль и о том, как к этому относится Церковь.

*Джон Рок (Джон Рок) – американский врач, основоположник противозачаточных средств и искусственного оплодотворения.

***

Этот фильм можно посмотреть один раз для ознакомления с одним из многих случаев в истории маньяков и борцов против них. Пусть фильм получился тихим и скучным, зато Кира Найтли (Keira Knightley) радует. Она исполнила свою роль прекрасно, создав образ девушки-борца, причём без манипуляции, что обязательно нужно встать на её сторону. Получился образ человека, который имеет своё мнение, и никто не обязан думать также, как она. Это определённо вызывает больше симпатии, чем в обратном случае. Её дуэт с актрисой Кэрри Кун (Carrie Coon), исполнившей роль Джин Коул, вызывает наибольший интерес в рамках всего фильма – интересно наблюдать, как начинаются и развиваются их отношения, превращаясь постепенно в дружбу.