Найти в Дзене
Ехал Грека

Автобусы для нищих на Пхукете

Таиланд очень неоднородный с точки зрения общественного транспорта. Если туристы, попавшие в Бангкок, говорят, что можно перемещаться по городу только на такси и даже не заморачиваться изучением других вариантов общественного транспорта, то на Пхукете такси только для самых богатых и обеспеченных путешественников.

Типичное такси на острове: зеленые номерные знаки, желтая наклейка с номером для жалоб на водителя
Типичное такси на острове: зеленые номерные знаки, желтая наклейка с номером для жалоб на водителя

Даже если заказывать машину через такие приложения, как InDriver, все равно получается очень недешево. Например, из района Катху (центр острова) до Патонга за 15 минут в пути легко можно заплатить порядка 800 рублей. В Петербурге за эти деньги можно доехать до аэропорта с севера города (если ехать не в часы пик по повышающим коэффициентам, конечно).

При этом за 241 бат никто не поедет. Реальная цена будет около 270 бат (675 рублей)
При этом за 241 бат никто не поедет. Реальная цена будет около 270 бат (675 рублей)

Я приехал на Пхукет на длительный период, поэтому стараюсь тут на всем экономить. И вопрос перемещения по острову стоит для меня очень остро. Дело в том, что тротуаров и обочин тут на многих дорогах просто нет, а смертность в ДТП практически самая высокая в мире!

Каждый день вижу такие "обновки" у полицейского участка
Каждый день вижу такие "обновки" у полицейского участка

Вариант с такси пришлось отмести сразу. Я думал, что будет работать вариант с тук-туками. Но тук-туки стоят еще дороже, чем такси. В основном тук-туки рассчитаны на хорошо подвыпивших или обеспеченных туристов, которые не особо считают деньги, так как им нужно успеть увидеть все за 7-10 дней пребывания на острове.

В кузове обычно установлена мощная стереосистема, чтобы "долбило нормально"
В кузове обычно установлена мощная стереосистема, чтобы "долбило нормально"

Была еще надежда на мототакси. Это такой экзотический вариант, когда пассажир садится на мотоцикл или мопед за водителем, и держится только за специальные рукоятки сзади. Ощущения те еще. Я один раз прокатился, больше так ездить не хочу. Когда двигаешься по городу со скоростью до 50 км/ч еще куда ни шло, а когда летишь по горному серпантину на скорости 80 км/ч, то только и мечтаешь о том, чтобы все это поскорее закончилось.

Официальные таксисты дежурят в синих майках в строго установленных местах. Адрес "прописки" таксиста указан на его майке над его личным номером
Официальные таксисты дежурят в синих майках в строго установленных местах. Адрес "прописки" таксиста указан на его майке над его личным номером

Выручает меня тут только сонгтео. Сонгтео в переводе с тайского — две скамейки, но в крупных сонгтео их может быть и три (две по бортам, и одна посередине). Сонгтео — на 50% автобус и на 50% грузовик. Я бы даже сказал, что это грузовик с полуоткрытым кунгом.

Новенький сонгтео. Красавец!!!
Новенький сонгтео. Красавец!!!

В задней части этого грузовика есть обычные ступеньки, такие же удобные, как в обычном автобусе. Бывают даже сонгтео с дверьми, но днем их никто никогда не закрывает. Вход осуществляется только сзади, по-грузовому. Внутри, в кузове, стоят 2 или три скамейки. Боковые скамейки могут быть с мягкими удобными спинками. Стены кунга либо совсем без стекол, либо со стеклами, которые обычно всегда подняты наверх, чтобы кузов продувался всеми ветрами — кондиционеров в сонгтео никогда не увидите!

Три скамейки вместо традиционных двух. На потолке вентиляторы
Три скамейки вместо традиционных двух. На потолке вентиляторы

Бывают сонгтео без стекол. В таком случае по бокам просто клеенка, которая в сухую погоду просто скручена в рулон и подвязана под самым потолком.

Сонгтео поменьше... без окон, без дверей, без отдельной кабины водителя
Сонгтео поменьше... без окон, без дверей, без отдельной кабины водителя

Двигаются сонгтео по установленным маршрутам. Есть несколько промаркированных остановок в ключевых местах, но автобус (то есть грузовик) можно остановить абсолютно в любом месте — нужно лишь помахать рукой, чтобы водитель вас заметил. Выйти из автобуса тоже можно в любом месте. Чтобы запросить остановку, нужно нажать кнопку, которая обычно находится на потолке. Впрочем, я видел сонгтео на базе пикапов, где водителю можно просто крикнуть, чтобы он остановился.

Остановка "розового" (городского) сонгтео. Маршрут 1. Без окон, тент скручен под потолком.
Остановка "розового" (городского) сонгтео. Маршрут 1. Без окон, тент скручен под потолком.

Проезд на сонгтео на Пхукете стоит от 30 до 50 бат. За тот же маршрут на мототакси вы заплатите 150 бат, а на такси через InDriver - 300 бат. Дешевле, чем сонгтео, ничего нет.

Ступеньки довольно удобные, даже с поломанной ногой легко можно забраться
Ступеньки довольно удобные, даже с поломанной ногой легко можно забраться

Главные минусы сонгтео заключаются в том, что ходят они только в светлое время суток (с 6 утра до 7 вечера, как правило), ходят нерегулярно и не по графику (очень трудно словить его на улице на солнцепеке), а также не очень безопасны — хотя куда безопаснее, чем мотоциклы, конечно. Дело в том, что это все-таки грузовики, а грузовики предназначены для перевозки грузов, а не людей. Подвеска жесткая, на всех кочках кузов подбрасывает, а дверей сзади нет. Будьте предельно осторожны и постоянно держитесь за что-то, когда находитесь внутри.

Вид из автобуса. Дверей нет, окон нет, поэтому будто вообще просто фото на улице, только высота большая - с борта грузовика снимаю!
Вид из автобуса. Дверей нет, окон нет, поэтому будто вообще просто фото на улице, только высота большая - с борта грузовика снимаю!

Как вам такой вариант транспорта? Хотели бы на нем прокатиться? Или вы лучше заплатите подороже, но поедете с комфортом и кондиционером? Кстати, поскольку все окна в сонгтео всегда открыты, тут кондиционер в движении особо не нужен. А во время остановок на конечных пунктах работают вентиляторы, подвешенные под потолком. Как вам сонгтео? Что скажете?