Моя недавняя статья про цветение кактусов была, в общем, определенным эмоциональным посылом. Но читатель с емким ником «Ю» задал вполне рациональный вопрос: надо ли удалять детки с кактуса, чтобы стимулировать его цветение.
Я бы себя в зеркале не узнал, если бы ответил просто «да» или «нет» (хотя именно такой ответ, скорее всего, и ожидался).
Ну уж нет, теперь я вволю порассуждаю на такую вкусную тему. Читатель Ю еще пожалеет, что опрометчиво задал свой вопрос.
А для начала напомню банальность: «кактус» — это не что-то однозначно определенное, вроде финиковой пальмы или даже узумбарской фиалки (которых – фиалок – море, конечно разных, но все они – сорта одного вида). Кактусов, даже только в культуре, - тысячи видов/разновидностей и сортов. При этом «детки» или то, что принято называть «детками», есть у очень многих, и «детки» эти очень-очень разные. Как и связанные с ними ситуации в жизни очень-очень разных кактусов.
Итак, для начала.
Что такое «детка» кактуса.
Детками кактусов принято называть боковые побеги, которые представляют собой миниатюрные копии взрослых растений и которые вполне приспособлены к самостоятельному существованию: нередко у них есть даже собственные корешки. И главное – они соединены с материнским растением очень узкой перемычкой/пуповинкой. Просто тронь – и отвалится. Причем на материнском растении и следа-то практически не останется.
Есть не совсем мне понятная терминологическая особенность: «детками» принято называть подобные отростки именно шаровидных кактусов, хотя такая же продуктивная ломкость боковых побегов распространена, например, у сегментированных эпифитных кактусов и у многих опунций.
Справочная информация:
Живородящие растения (plantae viviparae) - растения, размножающиеся путём формирования на надземных органах маленьких новых организмов, способных к самостоятельному существованию.
Но при этом различают вегетативное живорождение и вивипарию – прорастание семян в еще незрелых плодах.
Детки как приспособление к вегетативному размножению.
Детки совсем не обязательно должны покидать родительское растение: они вполне могут расти на нем многие годы, достигать солидных размеров, цвести и плодоносить. И даже в свою очередь образовывать детки.
Но, конечно, приумножение и распространение своего вида – важнейшее их природное предназначение. Именно поэтому они так легко отрываются от родительского стебля, именно для этого у них заранее заготовлены ждущие корешки. А еще нередко их отрыву и переносу способствуют цепкие колючки – с крючками и зазубринками (как у репейника).
Пролиферация плодов.
Деткоподобные побеги-отростки могут появляться не только на собственно стеблях. Бывают и прикорневые, появляющиеся у основания кактуса, на уровне земли. И тут уж у них не какие-то ждущие/поисковые зачаточные корешки, но полноценные корни, питающие такую «детку» независимо от кактуса-родителя. Поистине про теленка, который двух маток сосет: и из земли самостоятельно кормится, и пуповинки с материнским стеблем не теряет.
Есть и такие кактусы, у которых новые «головки»/отростки формируются на подземных побегах-столонах. И кактусята у них вырастают из-под земли, подобно грибам. А что – тоже вроде «детки».
Но самые поразительные и самые что ни на есть настоящие детки у отдельных видов образуются на … плодах! Одновременно с бутонами. Такое удивительное явление известно у некоторых опунций. Называется «пролиферация плодов» (можно перевести как формирование побегов на плодах).
Детки, определяющие форму роста и внешность кактуса.
Есть немало кактусов, у которых побеги-детки не только обычны, но и совершенно обязательны для формирования нормального для них облика – дернинки, например, или ветвистого кустика. А без них, без таких отростков, кактус как ободранный. Вид у него определенно нездоровый.
Большинство нормально выращенных ребуций, многие маммиллярии и эхинопсисы и еще бессчетное количество кактусов представляют собой именно колониеподобные дернинки из десятков (и сотен) головок, которые суть побеги-детки, разросшиеся из стебля-родоначальника. Эти боковые отростки тоже в свою очередь ветвятся, создавая то уникальное великолепие, за которое ценятся многолетние коллекционные экземпляры. Правда, тут есть нюанс, о котором чуть ниже.
Детки как индивидуальная особенность.
Все, конечно, помнят, из чего Великий Естественный Отбор творит окружающий нас живой мир: из индивидуальных особенностей.
Детки у кактусов – не исключение. Их наличие/отсутствие, степень и особенности развития тоже подвержены индивидуальной изменчивости. По тем или иным внутренним причинам в одних и тех же условиях развитие деток может происходить/проявляться по-разному.
Детки – характеристика сорта.
В последние десятилетия все более популярными в культуре становятся декоративные и коллекционные сорта кактусов. Селекция этих растений меня, например, не устает удивлять и поражать. Нет, пожалуй, у кактусов таких органов, с которыми не работали бы селекционеры (хотя, наверное, все-таки есть: корни, к примеру).
Так вот выведены сорта кактусов, у которых как раз обилие маленьких/игрушечных деток оказывается основным признаком и достоинством. Полагаю, селекционеры в таких случаях используют распространенное у растений явление фасциации (которое не перестает меня удивлять в своих бесконечных проявлениях).
Деткование как сигнал неблагополучия.
С другой стороны, нередко появление деток или их чрезмерное количество – это сигнал бедствия: разового несчастья (травмы, например) или хронически несложившейся кактусовой жизни.
Тут не удалять детки нужно, а что-то радикально поменять в условиях выращивания растения. И если верное решение будет найдено, то и деткование замедлится, и цветки появятся.
Перерождение детка-бутон и наоборот.
Очень любопытное явление: иногда появляется крошечный бутончик и ты уже радуешься/предвкушаешь, а он р-раз – и довольно быстро превращается в отросток-детку, уродливую притом. Бывает и наоборот: вдруг точка роста какого-либо побега у кактуса, возможно, и детки, преображается в цветочную почку. Которая потом вполне может распуститься цветком – вполне (или не вполне) обычным.
Кстати, для необычного явления перерождения генеративных органов (цветков или плодов) в листочки есть даже специальное название – филлодия. Конечно, тут же и забудется – но любопытно же. Так что случающееся превращение бутона кактуса в детку вполне можно назвать «филлодией», хотя и с терминологическим ограничением – поскольку листьев-то как раз у большинства кактусов нет и в помине.
Подобное разочаровывающее перерождение может произойти в результате какого-то стресса у растения. Вот вы заметили бутончик и на радостях внеурочно полили, а то еще и подкормили кактус. Или переставили на более солнечное место. А ему в этот интимный момент никакие неожиданности/пертурбации совсем не нужны.
Снятие деток как стресс.
Кстати стрессом для кактуса может как раз оказаться снятие с него деток. Пусть даже самое осторожное. Вот только собрался кактус порадовать вас цветением, а вы возьми да начнете ощипывать с него детки. Он и передумает.
На заметку:
- Если детку нужно удалить, лучше всего сделать это с помощью пинцета, аккуратно поворачивая отросток вокруг его оси. Не тянуть, не рвать, не дергать, не выламывать!
- Если детку приходится удалять для формирования кактуса, сделать это лучше как можно раньше – пока она еще совсем крошечная. Чтобы в наименьшей степени травмировать растение.
- Но если детка нужна для размножения, то она должна быть достаточно подросшей для самостоятельного роста, желательно с корешками. А снимать ее лучше в конце периода покоя кактуса.
- Напротив, детку для прививки я рекомендую срезать в период роста, и она должна быть здоровой, налитой и с признаками роста.
Формирование кактуса, стимулирующее цветение.
Резюмирую все вышеизложенное. Детки-отростки не так просты и однозначны, как это может показаться, если знание о кактусах и общение с ними ограничиваются привычными домашними ежиками-эхинопсисами. И связь развития и существования деток с цветением кактусов тоже не прямая и не однозначная. Но во всей многогранности системы кактус-детки-цветения есть и вполне однозначная ситуация. Как раз пример непосредственной связи удаления деток с цветением. Я его специально под конец приберег.
Упоминавшееся выше чудесное разрастание многих кактусов во многоголовые дернинки-колонии имеет и негативные следствия. Когда боковых побегов становится уже очень много, они заметно теснят друг друга и в результате мельчают, вытягиваются, становятся бесформенными. А еще они просто физически мешают появлению бутонов. Особенно у тех видов, у которых бутоны развиваются в нижней части стеблей – у ребуций, в первую очередь.
И вот тут очень эффективно формирующее прореживание – удаление явно лишних деток. В запущенных случаях мне приходилось иногда вытаскивать из такой куртинки более сотни мешающих побегов (я старался эту операцию проводить в период покоя растений).
Первое время кактус после такой процедуры выглядит заметно щербатым. Но после начала сезона роста оставшиеся побеги, ощутив волю и свободу, быстро разрастаются/округляются и превращают кактус в красавца невозможного. Ну а цветение – я уже раньше показывал.
Всем, кто дочитал этот текст – мое уважение.
Особенно читателю с ником «Ю».