Найти в Дзене
MissClick | Игры на пк

Пройти игру на 100% и собрать ВСЁ! Комплеционизм в играх.

Оглавление

Глаза разбегаются от того, сколько всего в играх можно собрать: достижения, коллекции, карточки, персонажи, наряды, предметы... И у некоторых геймеров (в том числе у меня) возникает непреодолимое, необъяснимое желание собрать это всё несмотря ни на что, даже если это займёт больше времени, чем вообще потребовалось на прохождение игры.

Мне стало любопытно, откуда растут ноги у этого явления. Давайте разбираться вместе.

Привет всем! Привет мисскликерам и тем, кто здесь впервые. Я МиссКлик. Играю в игры и рассказываю о них.

Комплеционизм в играх: что это такое?

Слово "комплеционизм" изначально появилось как сленговое в английском языке. Если дословно переводить на русский, то комплеционист будет звучать как "завершатель/завершитель".

Словарь Urban Dictionary (онлайн-словарь молодежных слов и фраз) определяет его так:

Непреодолимое желание найти каждый коллекционный предмет или пройти игру на 100%. Часто соотносится со словом "комплеционист".

Определение из словаря Urban Dictionary.
Определение из словаря Urban Dictionary.

Я не раз замечала за собой, что вместо того, чтобы проходить сюжет игры, начинала бегать по дополнительным квестам, вопросикам на карте (привет, Ведьмак) или открывать секреты и коллекционные предметы (привет, Хогвартс Легаси).

Портит ли это общее впечатление от игр, какие трюки используют разработчики и почему вообще так происходит?

Методы удержания игроков

Давайте начнём с того, что разберёмся сначала с некоторыми методами и хитростями, которыми активно пользуются разработчики игр, чтобы удерживать геймеров в своих проектах и пробуждать их комплеционизм.

Разработчики понимают важность и психологическую природу желания игроков делиться своими успехами с другими людьми и сообществами. Поэтому активно это используют для увеличения времени, проведённого в игре, а также для распространения своего проекта.

🟪 Достижения. Практически в каждом игровом магазине или лаунчере предусмотрена система достижений. Наибольшей популярностью это пользуется в Стиме: в свой игровой профиль можно самому выбирать и добавлять витрины достижений, полученных значков или карточек.

Да, именно так Стим это и называет: витрина. Что уже намекает на то, что игрок может похвастаться своими игровыми сокровищами, или даже вызвать у кого-то зависть, получив ачивку, которая есть у минимального числа геймеров.

Такие возможности дополнительно мотивируют игроков на охоту за достижениями. Ведь всегда приятно знать, что ты превзошёл 99,9% геймеров, получив ачивку, которая есть только у одной десятой процента человек, которые проходили игру.

Так сейчас выглядит в Стиме моя витрина редчайших достижений начинающего комплециониста.
Так сейчас выглядит в Стиме моя витрина редчайших достижений начинающего комплециониста.

🟪 Рейтинги и топы. Во многих проектах, не только многопользовательских, предусмотрены различные рейтинги и топы: по количеству набранных очков, скорости прохождения и т.д.

Это также побуждает геймера проводить в игре больше времени и развивает его комплеционизм. Здорово же попасть для начала хотя бы в топ-1000? А в топ-100? А может, стоит попробовать ворваться в десятку лучших? И вот уже ты сам и не заметил, как наиграл сотни часов.

🟪 Ранги и соревнования. Чтобы взять высший ранг в каком-нибудь многопользовательском шутере, нужно как минимум потратить сотни, а то и тысячи часов на тренировки и оттачивание своего мастерства (случаи с читами я не рассматриваю, о читерах и моём отношении к ним я писала в этой статье). И не всегда затраченное время поможет достигнуть результата.

Но если ты добьёшься своей цели и заветного высшего ранга, то это ставит тебя почти на один уровень с киберспортсменами. А такое признание может греть душу сильнее собранных коллекционок. К тому же, во многих играх за полученные ранги ты также получаешь значки, медали или достижения, что может стать настоящим вызовом для комплеционистов, которые хотят "пройти игру на 100%".

🟪 Различные финалы/концовки игр. Желание увидеть все варианты завершения сюжета игры - тоже своего рода комплеционизм.

Психология комплеционизма

Чтобы чуть глубже разобраться в явлении комплеционизма, условно разделим геймеров на четыре группы:

  1. Игроки, которые не испытывают проблем и не чувствуют навязчивых желаний всё собрать и пройти игру до конца. Они постепенно исследуют контент и получают от этого удовольствие.
  2. Принципиальные комплеционисты. Игроки, которые исследуют контент "из принципа", потому что, например, хотят получить за свои вложенные деньги всё, что может предложить игра.
  3. Избирательные комплеционисты. Игроки, которые легко отвлекаются на побочные активности в играх и сбор коллекционок, но могут это прекратить в момент, когда чувствуют, что это надоело или они не получают удовольствия. Они не испытывают сожаления, если не прошли игру на 100% или не собрали все достижения, потому что делают это только исходя из своих желаний и интереса к игре.
  4. Заядлые комплеционисты. Коллекционеры и "завершатели". У них есть цель и нет препятствий. У таких геймеров игра - это брошенный вызов, на который нужно ответить и пройти любой ценой.

Себя я, скорее, отношу к третьему типу с оттенками второго: не стану перепроходить игру на все достижения, если она меня не впечатлила, или если понимаю, что нужно будет делать что-то скучное или монотонное.

Например, поинт-клик квест "Агент А: головоломка под прикрытием" я не хочу добивать на все ачивки, потому что для этого мне придётся терпеть унылые анимации перехода между локациями. Но если после прохождения игры я вижу, что до 100% осталось совсем чуть-чуть, то уже включается какой-то принцип доделать всё до конца.

Меня вполне устраивает такое количество достижений из этой игры.
Меня вполне устраивает такое количество достижений из этой игры.

Научных данных по комплеционизму пока что практически нет. Является ли это разновидностью игровой зависимости, или, может быть, выражением психологических проблем и особенностей - неизвестно. Слишком мало исследований, и слишком много частных случаев.

Существуют даже специализированные сообщества, в которых собираются игроки-комплеционисты, ведут обсуждения и делятся своими успехами.

Вот, например, крупный портал , который отслеживает достижения геймеров в играх, их процент прохождения и наигранное время. Можно привязать его к своему аккаунту в Стиме и сравнивать свои результаты с другими.

-5

Небольшие опросы, проведённые на сайтах и в социальных сетях, выявили только то, что некоторые игроки оценивают комплеционизм как свою проблему, которая мешает им наслаждаться геймплеем и играми в целом.

Игрок пишет:

-6
Раньше я был очень одержим завершением всего, прежде чем начать играть в новую игру. Но несколько лет назад я ослабил это желание, потому что оно сводило меня с ума. На моей Ps4 я иду за платиной, и больше ни за чем. Как только платина разблокирована, диск вынимается из консоли и откладывается. На консоли Switch я более казуальный, но всё равно пройду игру с большинством полученных вещей (все луны в Марио, все сердца в Зельде, ракеты в Метроид и т.д.)

Также опросы показали, что некоторым игрокам комплеционизм мешает в полной мере наслаждаться игрой, так как большую часть времени они тратят не на сюжет и геймплей, а на сбор коллекционок и закрытие всех заданий и квестов (даже если их прохождение не вызывает интерес и не приносит удовольствие).

❓ Возникало ли у вас непреодолимое желание собрать в игре всё (секреты, коллекционки, все финалы сюжета и т.д.)? И если да, считаете ли вы это проблемой?