Глаза разбегаются от того, сколько всего в играх можно собрать: достижения, коллекции, карточки, персонажи, наряды, предметы... И у некоторых геймеров (в том числе у меня) возникает непреодолимое, необъяснимое желание собрать это всё несмотря ни на что, даже если это займёт больше времени, чем вообще потребовалось на прохождение игры.
Мне стало любопытно, откуда растут ноги у этого явления. Давайте разбираться вместе.
Привет всем! Привет мисскликерам и тем, кто здесь впервые. Я МиссКлик. Играю в игры и рассказываю о них.
Комплеционизм в играх: что это такое?
Слово "комплеционизм" изначально появилось как сленговое в английском языке. Если дословно переводить на русский, то комплеционист будет звучать как "завершатель/завершитель".
Словарь Urban Dictionary (онлайн-словарь молодежных слов и фраз) определяет его так:
Непреодолимое желание найти каждый коллекционный предмет или пройти игру на 100%. Часто соотносится со словом "комплеционист".
Я не раз замечала за собой, что вместо того, чтобы проходить сюжет игры, начинала бегать по дополнительным квестам, вопросикам на карте (привет, Ведьмак) или открывать секреты и коллекционные предметы (привет, Хогвартс Легаси).
Портит ли это общее впечатление от игр, какие трюки используют разработчики и почему вообще так происходит?
Методы удержания игроков
Давайте начнём с того, что разберёмся сначала с некоторыми методами и хитростями, которыми активно пользуются разработчики игр, чтобы удерживать геймеров в своих проектах и пробуждать их комплеционизм.
Разработчики понимают важность и психологическую природу желания игроков делиться своими успехами с другими людьми и сообществами. Поэтому активно это используют для увеличения времени, проведённого в игре, а также для распространения своего проекта.
🟪 Достижения. Практически в каждом игровом магазине или лаунчере предусмотрена система достижений. Наибольшей популярностью это пользуется в Стиме: в свой игровой профиль можно самому выбирать и добавлять витрины достижений, полученных значков или карточек.
Да, именно так Стим это и называет: витрина. Что уже намекает на то, что игрок может похвастаться своими игровыми сокровищами, или даже вызвать у кого-то зависть, получив ачивку, которая есть у минимального числа геймеров.
Такие возможности дополнительно мотивируют игроков на охоту за достижениями. Ведь всегда приятно знать, что ты превзошёл 99,9% геймеров, получив ачивку, которая есть только у одной десятой процента человек, которые проходили игру.
🟪 Рейтинги и топы. Во многих проектах, не только многопользовательских, предусмотрены различные рейтинги и топы: по количеству набранных очков, скорости прохождения и т.д.
Это также побуждает геймера проводить в игре больше времени и развивает его комплеционизм. Здорово же попасть для начала хотя бы в топ-1000? А в топ-100? А может, стоит попробовать ворваться в десятку лучших? И вот уже ты сам и не заметил, как наиграл сотни часов.
🟪 Ранги и соревнования. Чтобы взять высший ранг в каком-нибудь многопользовательском шутере, нужно как минимум потратить сотни, а то и тысячи часов на тренировки и оттачивание своего мастерства (случаи с читами я не рассматриваю, о читерах и моём отношении к ним я писала в этой статье). И не всегда затраченное время поможет достигнуть результата.
Но если ты добьёшься своей цели и заветного высшего ранга, то это ставит тебя почти на один уровень с киберспортсменами. А такое признание может греть душу сильнее собранных коллекционок. К тому же, во многих играх за полученные ранги ты также получаешь значки, медали или достижения, что может стать настоящим вызовом для комплеционистов, которые хотят "пройти игру на 100%".
🟪 Различные финалы/концовки игр. Желание увидеть все варианты завершения сюжета игры - тоже своего рода комплеционизм.
Психология комплеционизма
Чтобы чуть глубже разобраться в явлении комплеционизма, условно разделим геймеров на четыре группы:
- Игроки, которые не испытывают проблем и не чувствуют навязчивых желаний всё собрать и пройти игру до конца. Они постепенно исследуют контент и получают от этого удовольствие.
- Принципиальные комплеционисты. Игроки, которые исследуют контент "из принципа", потому что, например, хотят получить за свои вложенные деньги всё, что может предложить игра.
- Избирательные комплеционисты. Игроки, которые легко отвлекаются на побочные активности в играх и сбор коллекционок, но могут это прекратить в момент, когда чувствуют, что это надоело или они не получают удовольствия. Они не испытывают сожаления, если не прошли игру на 100% или не собрали все достижения, потому что делают это только исходя из своих желаний и интереса к игре.
- Заядлые комплеционисты. Коллекционеры и "завершатели". У них есть цель и нет препятствий. У таких геймеров игра - это брошенный вызов, на который нужно ответить и пройти любой ценой.
Себя я, скорее, отношу к третьему типу с оттенками второго: не стану перепроходить игру на все достижения, если она меня не впечатлила, или если понимаю, что нужно будет делать что-то скучное или монотонное.
Например, поинт-клик квест "Агент А: головоломка под прикрытием" я не хочу добивать на все ачивки, потому что для этого мне придётся терпеть унылые анимации перехода между локациями. Но если после прохождения игры я вижу, что до 100% осталось совсем чуть-чуть, то уже включается какой-то принцип доделать всё до конца.
Научных данных по комплеционизму пока что практически нет. Является ли это разновидностью игровой зависимости, или, может быть, выражением психологических проблем и особенностей - неизвестно. Слишком мало исследований, и слишком много частных случаев.
Существуют даже специализированные сообщества, в которых собираются игроки-комплеционисты, ведут обсуждения и делятся своими успехами.
Вот, например, крупный портал , который отслеживает достижения геймеров в играх, их процент прохождения и наигранное время. Можно привязать его к своему аккаунту в Стиме и сравнивать свои результаты с другими.
Небольшие опросы, проведённые на сайтах и в социальных сетях, выявили только то, что некоторые игроки оценивают комплеционизм как свою проблему, которая мешает им наслаждаться геймплеем и играми в целом.
Игрок пишет:
Раньше я был очень одержим завершением всего, прежде чем начать играть в новую игру. Но несколько лет назад я ослабил это желание, потому что оно сводило меня с ума. На моей Ps4 я иду за платиной, и больше ни за чем. Как только платина разблокирована, диск вынимается из консоли и откладывается. На консоли Switch я более казуальный, но всё равно пройду игру с большинством полученных вещей (все луны в Марио, все сердца в Зельде, ракеты в Метроид и т.д.)
Также опросы показали, что некоторым игрокам комплеционизм мешает в полной мере наслаждаться игрой, так как большую часть времени они тратят не на сюжет и геймплей, а на сбор коллекционок и закрытие всех заданий и квестов (даже если их прохождение не вызывает интерес и не приносит удовольствие).