“Москва слезам не верит”
Самый, наверное, титулованный и признанный шедевр эпохи “застоя”. Вернее, его венчание. В фильме показаны все ипостаси этого периода - и конец шестидесятых и семидесятые. Охвачен большой пласт жизни советского общества. Ну и самое главное, что история про людей, пусть и уже потерявших веру в социалистические ценности. Фильм в 1980 году посмотрело 84 400 000 зрителей, ну и плюс “Оскар”, за лучший фильм на иностранном языке.
Плюсы. Блистательный актёрский состав и крепкая режиссура Меньшова. Советская сага для людей и про людей. Сейчас такое не снимают - это вымирающий жанр.
Минусы. Слишком стремительный финал неторопливо разворачивающегося повествования и некоторая наигранность случайного романа с мужчиной мечты, которого героиня Алентовой всю жизнь ждала.
“Афоня”
Фильм про персонажа, без которого нельзя представить “застойный” период. Речь о слесаре-сантехнике Афоне - милом парне, слегка за тридцать, живущего, как ветер в поле. Кинокартина наглядное отражение тогдашнего общества и его рабочих взаимоотношений. Сейчас товарищеские суды невозможно представить, чтобы глядя в глаза тебя песочили за то, что ты в свой выходной подбухнул и подрался. “Афоню” в 1975 году посмотрело 62 200 000 человек.
Плюсы. Выдающаяся роль актера Леонида Куравлёва. Прекрасный сценарий и постановка Данелия.
Минусы. Нереалистичная концовка. Впрочем, в “застойном” кино концовки были или добрые, или задумчивые. Заканчивать комедию задумчиво, наверное, глупо. Впрочем, братья Коэн готовы поспорить с этим утверждением.
“Они сражались за родину”
Блистательное батальное кинополотно Сергея Бондарчука. Лучшее кино про Великую Отечественную войну за все советские годы. Каноническое видение советского кинематографа данной темы. Говорят, что лучшие фильмы про войну - это там, где показаны люди. Здесь же Бондарчук сумел соединить и судьбы людей, и свои любимые батальные сцены.
Надо ли говорить, что в картине показан не самый героический эпизод в истории Великой Отечественной войны - отступление советских войск после харьковской катастрофы. И как передан драматизм момента - не высмеян или обличён, а именно пережит и выстрадан. “Они сражались за родину” посмотрели в 1975 году 40 600 000 зрителей.
Плюсы. Актёрский ансамбль. Ни в одном советском фильме про войну не собран такой звёздный состав. Постановка Бондарчука.
Минусы. То, что Шолохов не написал продолжение! Но это уже не вина Бондарчука.
“Служебный роман”
Наверное, данная картина - это пик творчества Эльдара Рязанова, который был самым главным сатириком от кинематографа. Именно в его фильмах на весь Союз показывались недостатки советского общества. Высмеивал Рязанов тогда ещё не зло, пока, по-домашнему. Это с “Перестройкой” Рязанов развернётся по полной, ну а в “Служебном романе” он с лихостью прошелся по офисному планктону, впрочем, тогда конторскому. Фильм Рязанова посмотрело в 1977 году 58 400 000 человек, фильм стал лидером проката того года.
Плюсы. Прекрасная сатира на позднесоветское общество.
Минусы. Даже здесь, в ещё травоядной форме, у Рязанова чувствуется ненависть к советской родине.
“Калина красная”
Бенефис выдающегося русского человека Василия Макаровича Шукшина. Вершина его творчества. Здесь он сам себе и жнец и швец и на дуде дудец. По своей же повести написал сценарий, сам его поставил и сам сыграл главную роль, ещё и жена сыграла главную героиню. Авторский фильм в кубе, если так можно сказать. А если без шуток - это последнее, наверное, цельное и уважительное высказывание о деревни, о русской мятущейся душе, без всяких экивоков и закидонов аля Тарковский или Параджанов. Это про берёзы, про человека, про любовь, про Россию. В общем, как говорил другой народный персонаж - это Родина моя, всех люблю на свете я! В 1974 году фильм посмотрело 62 500 000 зрителей. “Калина красная” стала самым кассовым советским фильмом кинопроката того года.
Плюсы. Василий Шукшин, смотрите и запоминайте - больше таких образов нет, они вымерли в современной Росии.
Минус. Нет минус - только плюс!