Найти тему

Краски или карандаш? Зависимость вашего психологического состояния от материала, который вы используете для творчества

Одним из условий оформления кабинета арт-терапии является наличие большого количества разнообразных художественных материалов для клиента. Необходимо иметь различные виды красок, акварелей, фломастеров, карандашей. Так же могут идти в ход бусины, лоскутки, различные виды пластилина. В общем то все, что только может представлять из себя ресурс для творчества.

Арт-терапевт с первых минут взаимодействия клиента с материалами может сделать вывод о его запросах и трудностях. Замечается на что клиент обращает внимание в первую очередь, от чего отказывается, что выбирает в итоге.

«Подконтрольные» материалы

Карандаши, мелки, фломастеры – усиливают или помогают усиливать «контроль». Если человек «никогда не рисовал», «не умеет», «не художник», то чаще всего он выбирает наиболее простые и понятные для него материалы. Особенно на первом сеансе арт терапии. Это свойственно неуверенным в себе клиентам, уставшим, тем, у кого как будто «мало энергии». Данный вид материалов позволяет выразить себя в форме и цвете тем клиентам, кто пугается текучей (как гуашь, акварель и т.д.), непредсказуемой стороны бессознательного.

Самому арт-терапевту лучше использовать «подконтрольные» материалы при работе с детьми, а также с группами чье поведение сложно контролировать. Это обусловлено удобством и (если необходимо) сохранением чистоты рабочего пространства. Карандаши, мелки, фломастеры отличные помощники для первой встречи и введения человека в мир арт-терапии.

«Непредсказуемые» материалы

Пастель, краска, глина – помогают ослабить контроль, приводят к более свободному выражению клиента. Что бы работать с такими материалами нужна уже некая смелость или желание смелости. Глина, пластилин предпочтительно использовать для проработки агрессии. С ними имеется более плотный контакт, необходимо прикладывать некоторые усилия.

-2

Акварель и пастель также подходят для выражения текучести и динамичности душевных процессов. Это те материалы которые позволяют усиливать или ослаблять свою интенсивность. Из своего опыта работы с арт-терапевтическими группами могу сказать, что акварель прекрасно подходит для работы с эмоциями. У эмоций существует разная градация: тревога - страх - ужас. И интенсивностью красок можно выразить их различие для человека, если они находятся в одном цветовом диапазоне.

Колесо эмоций Роберта Плутчика
Колесо эмоций Роберта Плутчика

«Пальчиковые краски», «Картины – мазилки», «Цветная жижа» - авторская заготовка из муки, пва, воды и колера. Краски для рисования пальцами и клейстерные краски особенно хорошо подходят для борьбы с последствиями слишком строгого приучения к чистоте и порядку. Дети к таким краскам проще находят подход, так как у них нет страха испачкаться. У взрослых использование подобных субстанций вызывает разрыв шаблона, картины-мазилки отличное «порогопонижающее» средство. Возможность свободно пачкаться позволяет регрессировать и удовлетворить свои скрытые фантазии без страха и чувства вины. Снизить контроль, хороши для тех кто не имеет опыта работы с изобразительными средствами и бояться сделать что-то «неправильно». Осознать, что не все в этой жизни поддается контролю. Но принять это и увидеть красоту и удовлетворение в хаосе. Непрерывное изменение в работе, растекание, смешение красок - соответствует протеканию психических процессов.

-4

Похожий, но более контролируемый эффект имеет масляная пастель. Она более жирная и вязкая в отличии от обычной сухой пастели или восковых мелков. Она хорошо отдает свой цвет помогая выражать особенно экспрессивные, яркие образы клиента. Помогает при работе с ненавистью, страхами.

Метод коллажа

Многие не уверены в своих художественных способностях, и поэтому создание коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе. Главное дать свободу своей поисковой активности. Хотя самая распространенная работа с коллажем – это карта желаний. Но метод более вариативный. По опыту работы с группами по коллажам получается у всех. Если коллаж носит декоративную функцию, то делать акцент на цветовое решение, подбор гармоничных форм и распределения материала на листе.

Если же использовать коллаж как диагностический материал, то все происходит в диалоге с клиентом. Что значит каждая деталь на его коллаже. Так же можно обратиться к формирующей функции коллажа. Самая простая форма – те самые карты желаний.

-5

Простой карандаш, ручка – моноцвет. Данный выбор может означать, что нечто препятствует эмоциональному выражению клиента. Тут перед арт-терапевтом становится задача выявить, что это за "нечто". Это может не произойти за одно занятие. Стоит обращать внимания на особенно затемненные, заштрихованные места - зачастую они указывают на особо проблематичные области.

-6

Возможные вариации цвета и формы соответствуют эмоциональному богатству внутреннего мира и динамической силе бессознательного каждого человека.

Этот список материалов не исчерпывающий. Если вы на профессиональном уровне рисуете исключительно одним материалом – этот текст не имеет к вам никакого отношения. Данный материал подходит для совсем «не рисующих» или тех, кто решил использовать арт-терапию, как способ работы с ментальным здоровьем.

Спасибо за внимание!