Найти тему

Какой практикой оптимальнее заниматься западным людям

Вопрос.

,,Есть ли какие- то рекомендации от учителей, каким из многочисленных методов, имеющихся в буддизме, оптимальнее всего заниматься западным людям, которые точно не пойдут в ретриты, у которых есть семья, работа. Если например есть возможность уделять максимум 2 часа в день на формальную медитацию, то на чём лучше сосредоточиться, мантры, Дзогчен, тантра, может больше неформальной медитации, но весь вопрос какой именно"

Ответ.

Если человек на самом деле уделяет медитации ежедневно 2 часа в день, что очень много, то вполне может получится так, что жизнь приведет-таки его в ретрит. Регулярная правильная практика очищает и меняет карму, создавая благоприятные условия для дальнейшего продвижения по пути.

Все ,,многочисленные методы" имеют один общий рисунок работы с умом. Сначала ум ставится под контроль с помощью шаматхи с опорой, потом идёт шаматха без опоры, потом випашьяна.

 Если человек практикует Тхераваду, то этим он занимается всю жизнь. 

В Махаяне используют также другие различные методы работы с умом, например, такие, как Лоджонг, тренировка ума.

 В Ваджраяне мы делаем Нёндро, предварительные тантрические практики, получив на них Лунг, разрешение.

Обычно в миру, при наличии семьи и работы, Нёндро занимает несколько лет. 

Далее практик Ваджраяны получает посвящение в практику Йдама и делает её на протяжении всей жизни.

Дзогчен как таковой мало кто может практиковать, поскольку Дзогчен подразумевает наличие реализации природы ума. Но можно практиковать подготовительные практики Дзогчен, рушены, семзины. Ученики Намкхая Норбу Ринпоче это практикуют и учат новеньких.

Какая практика будет оптимальной для усредненного западного человека?

У западных людей имеются разные типы характера и склонности. Думаю, очень эмоциональному человеку подошла бы Ваджраяна, где ему будет, что трансформировать в ясность.

Спокойному и мягкому, возможно, комфортнее будет начать с Тхеравады.

В любом случае, это сначала успокоение ума, а потом проникновение в его суть.

Практику делают в соответствии с традицией, в которую вступил человек, согласно рекомендациям учителя.

В Ваджраяне - делаем шаматху, випашьяну, получаем посвящение в Йдама и читаем мантры.

Часто бывает так, что человек начинает сразу начитывать мантры, не имея опыта сидячей шаматхи. Он чувствует, как сила мантры то приходит, то уходит, но мало что меняется. Ожидания процесса изменения и очищения ума в результате работы с мантрами не оправдываются и человек переходит к медитации на ум, к шаматхе. Эта медитация всегда и довольно быстро срабатывает, ум становится более контролируемым и прозрачным .

В такой период многие говорят - ха-ха-ха, я выбросил свои четки в туалет, я перестал читать мантры.

  Потом через какое-то время ты возвращаешься обратно к мантрам и теперь уже можешь совмещать практику Йдама с наработанной шаматхой.

Сначала у новичка совершенно безумный, несущийся ум, который очень трудно успокоить, опираясь только на практику Йдама. Русские люди ( не буду больше использовать слово ,,западные") - не тибетцы. Это у тибетцев умы достаточно спокойны с самого рождения и мантры у них идут, как по маслу. Тибетцам не надо вырабатывать спокойствие с помощью шаматхи. А нам надо и начинать, и потом добавлять сессию шаматхи к практикам Йдама.

 Чогьям Трунгпа Ринпоче требовал от своих учеников сначала просидеть огромное количество часов (чуть ли не 5 лет) в шаматхе, прежде чем перейти к тантре. Потому что ум, который начинает с нуля, обязательно должен пройти шаматху. Чтобы ум понял, что он - ум.

Доржонг Ринпоче говорил нам обязательно делать одну сессию шаматхи в день. 

Потом это становится ненужным, потому что шаматха становится до некоторой степени твоим естественным состоянием.

Тогден Аджу с маленькими Кхамтрулом Ринпоче.
Тогден Аджу с маленькими Кхамтрулом Ринпоче.