В каком году уроженец села Горшки нынешней Ивановской области крестьянин Макар Емельянович Рябинин оказался в Самаре и каким делом занимался, сведений нет. Зато есть сведения, что к 1884-му году был женат, супругу звали Домна Павловна. Церковные книги так же сообщают, что в Самаре у Рябининых родились в 1885-м году дочь Александра, в 1889-м сын Дмитрий, в 1890-м еще одна дочь Анна, в 1893-м – младший сын Константин.
Еще известно, что к началу 1890-х годов Макар Рябинин значился собственником сразу двух усадебных мест на окраине города в районе Воскресенской (нынешней Самарской) площади на перекрестке улиц Сокольничьей (Ленинской) и Ярмарочной и выстроил там два довольно больших почти одинаковых «полукаменных» двухэтажных дома.
Годом постройки углового здания по адресу Ярмарочная,26 / Ленинская,199 некоторые авторы указывают 1899-ый год, а про соседнее - на Ленинской, 201 – говорят, что выстроено еще позже, в 1905-м. Однако очевидно, что на рубеже веков дома, выстроенные по «образцовым проектам», выглядели уже иначе, а рябининские дома, судя по облику, на самом деле лет на десять старше.
Первые "каменные" этажи решены в традиционной самарской кирпичной эклектике. В выходящей на перекресток скошенной части углового здания был размещен парадный вход в помещения первого этажа Лучковые оконные проемы уличных фасадов обрамлены повторяющими их форму наличниками, опирающимися на круглые полуколонны, и прямыми сандриками с надоконными филенками. отделенный подоконным карнизом цоколь декорирован прямоугольными нишами.
Второй деревянный этаж обшит тесом и почти сплошь покрыт нарядной пропильной резьбой. Кроме узорчатых наличников, сандриков с треугольной бровкой, карниза на резных кронштейнах с подзорами и подкарнизного пояса, растительным орнаментом покрыты подоконные поля. Уличный фасад дома-соседа по Ленинской,201 имеет аналогичное решение.
В тогдашнем небогатом и не особо благополучном мещанском районе домовладелец Макар Рябинин считался человеком солидным и зажиточным. Соседи величали его «купцом Рябининым», хотя Макар Емельянович продолжал числиться в крестьянском сословии. Сам жил с большой семьей на верхнем этаже дома по Ленинской,201, квартиры нижнего этажа сдавал в аренду.
На первом этаже соседнего углового дома работала пекарня, на втором так же проживали квартиранты – мелкие торговцы Воскресенского рынка и рабочие волжских пристаней. Поскольку полиция старалась этот район обойти стороной, здесь любили селиться и революционеры. Думается, Макар Рябинин нередко пересекался по-соседски с Аполлоном Александровичем Шухтом - жильцом своего соседа через перекресток Ивана Осиповича Троицкого.
Революционер Аполлон Шухт, будучи сослан в Сибирь за антиправительственную пропаганду, через три года получил разрешение на проживание в Самаре. Служил писцом в городском отделении Государственного банка, познакомился и подружился с жившей в это время в Самаре семьей Ульяновых.
Дружба оказалась долгой и крепкой – Ильич даже стал крестным отцом дочери Шухта Анны, а после революции содействовал его назначению комиссаром по национализации банков и первым управляющим советского Госбанка.
В отличие от потомственного дворянина Шухта, крестьянину Макару Рябинину революция возвышения не принесла. Оба его дома национализировали, к владельцу отнеслись достаточно гуманно – всего лишь «уплотнили», переселив с семейством в одну из квартир первого этажа.
Домам сейчас перевалило за сотню лет, они продолжают служить жильем и при этом ни разу не ремонтировались. Что можно сказать, глядя на них? Конечно, оценить качество дореволюционного кирпича и мастерство каменщиков и плотников. Несмотря на довольно плачевное состояние, деталями фасада можно долго любоваться и восхищаться.
При этом уже полгода ходят слухи о возможном начале строительства на их месте очередной высотки. «Рядовой дом на усадьбе крестьянина М.Е. Рябинина» какое то-время в значился в списках ОКН, но сейчас не имеет никакого охранного статуса.