Найти тему
dinVolt

Близняшки из Atomic Heart и популярность по Фрейду

Вот, казалось бы, мало ли в компьютерных играх всяких-разных красивых женских персонажей? Но время от времени - бах - и выходит что-то этакое, что весь интернет ставит с ног на уши, и привлекает внимание даже тех, кто и в компьютерные игры-то не играет. Как совсем недавно произошло с близняшками из Atomic Heart - согласитесь, вряд ли кто-то начал играть в эту игру из-за сюжета. Но почему так происходит? Почему одни персонажи вызывают такой ажиотаж, а другие, вроде бы и хорошие, но нет?

Роботы-близняшки из игры Atomic Heart
Роботы-близняшки из игры Atomic Heart

Давайте зайдём немножко издалека. А именно - возьмём, например, "мужское" и "женское" поведение. Мы же все знаем эти стереотипы - мужчина сильный, решительный, заботящийся о женщине, хорошо зарабатывающий, логически рассуждающий, ну и так далее. И, на самом деле, в среднем так и есть - это обусловлено не только историческими традициями, патриархальным обществом, но ещё и вполне объективными вещами вроде разной физической силы и разного гормонального уровня мужчин и женщин. В общем, всё нормально, если бы не одно "но" - это всё верно в среднем. Каждый конкретный человек может очень отличаться от этой нормы, и нельзя от каждого конкретного мужчины требовать быть сильным и решительным, а от каждой конкретной женщины - быть слабой и эмоциональной. Каждый конкретный человек имеет полное право на свой собственный характер, свои собственные убеждения и так далее.

Но вот в обществе всё-таки поощряются те самые средние стереотипы. Слабого мальчика будут воспитывать уступать место женщинам, на девушку-футболистку будут косо смотреть, женщину-начальника будут недооценивать, а найти фильм, где женщина проявляет инициативу и зовёт мужчину замуж - это и вовсе пустая затея. И в результате очень многим людям гораздо проще подстроиться под эту существующую систему, чем как-то вопреки ей проявлять какие-то свои качества и желания. В психоанализе это явление называется "сверх-я" или "супер-эго", и само по себе оно не хорошее и не плохое, оно просто есть; и в разных ситуациях влияние супер-эго может оказаться как полезным, так и вредным.

А теперь представьте, вот есть мужчина, который по характеру-то не совсем доминантный (по крайней мере, он далеко не всегда хочет таким быть), но он вынужден подстраиваться и вести себя "по-мужски". Возможно, это даже происходит совершенно неосознанно, как это обычно и бывает. Но ему хочется хотя бы попробовать другую роль, и хотя бы на время, хотя бы попробовать перестать быть ответственным, решительным и сильным.

И тут на сцену с громким возгласом: "Дрянь!" выходит она:

Альсина Димитреску, скриншот из игры Resident Evil: Village
Альсина Димитреску, скриншот из игры Resident Evil: Village

Альсина Димитреску из Resident Evil: Village, хоть и женщина, но больше по размерам, объективно сильнее, имеет полное право владеть инициативой и властью в этой ситуации, внушает страх и почтение (дедушка Фрейд назвал бы это материнской фигурой, и не то чтобы он был прямо совсем уж на сто процентов неправ). В общем, это прекрасная возможность немножко отказаться от своей гендерной роли, и побыть в мире своих потаённых фантазий. Особенно с учётом того, что это полностью безопасно - это ведь просто игра. Понимаете, да? Запостить мем про Альсинку-Апельсинку или поддержать "мамочку" Рию Рипли в WWE, или поддерживать вместе с чатом девушку-хронокоптера (кто понял, тот понял, не заморачивайтесь) - это безопасно, за это не будет реального наказания, и даже общество это не осудит, а, скорее всего, даже наоборот. Это гораздо проще, чем признаться в таком же, например, своей супруге или, упаси господь, психоаналитику.

Рея Рипли, рестлерша WWE
Рея Рипли, рестлерша WWE

Почему речь именно о супруге? Да потому что, хотя сами запреты от "супер-эго" далеко не всегда касаются постельных тем (например, желание поплакать на грустном эпизоде фильма - тоже может быть подавлено, ведь "настоящий мужик не плачет"), но именно эти темы делают их наиболее яркими - ведь их обсуждение это тоже запретная тема в обществе, а уж обсуждение каких-то нестандартных фантазий, так и вовсе. И если поплакать перед друзьями или родными ещё можно, то вот осознать и обговорить какие-то интимные желания гораздо сложнее.

Создатели игры, кстати, божатся, что они совершенно не подразумевали добавлять леди Димитреску какую-то серьёзную сексуальность. И, как ни странно, я им верю - она не так уж молодо выглядит, не обладает какими-то идеальными внешними данными, её диалоги не содержат никаких двусмысленных фраз. Да что там, у неё даже модельки тела нет! Так что да, настолько популярный персонаж, действительно, скорее всего был создан без каких-либо намерений залезть в глубинные психологические запреты игроков. Правда, уже на этапе рекламы компания Capcom разглядела её потенциал, но создатели в этом уже не особо виноваты.

Модель Альсины Димитреску
Модель Альсины Димитреску

Теперь, когда мы ознакомились с недавней историей, давайте отмотаем время назад гораздо дальше, потому что там нас ждёт ещё один пример. Причём, в отличие от мадам Димитреску, этот пример делался совершенно осознанно. Речь идёт про игру Silent Hill 2.

Она вышла аж в 2001 году, а готовящийся римейк ещё не подоспел, поэтому позволю себе напомнить некоторые детали. Главный герой, Джеймс Сандерленд, был вынужден долгое время ухаживать за своей больной женой. И он, в принципе неплохой, но обычный человек, с самыми обычными достоинствами и недостатками. И, хоть он и любит свою жену, но ситуация безумно его гнетёт - усталость, безысходность, отсутствие интимной жизни, подавляемые желания. В итоге Джеймс не выдерживает и убивает свою жену, но подавляет в себе воспоминания об этом событии.

И в итоге, когда он попадает в Сайлент Хилл, одними из самых часто встречающихся обитателей города становятся медсёстры. Подчёркнуто сексуальные, но при этом очень неестественно двигающиеся (ведь Джеймс хоть и страдает от желания, но борется с ним, считает его плохим), безликие и дёргающиеся (одновременно отражение желания Джеймсом буквально любой женщины и напоминание о том, как его жена билась в конвульсиях, пока он душил её подушкой).

Концепт-арт медсестры авторства Масахиро Ито, геймдизайнера первых трёх игр серии Silent Hill
Концепт-арт медсестры авторства Масахиро Ито, геймдизайнера первых трёх игр серии Silent Hill

Образ медсестёр получился настолько сильным, что занял лидирующие позиции по популярности среди поклонников серии, уступив только легендарному Пирамидоголовому. Только представьте себе, это ведь не какой-то босс, не главный герой, и даже не персонаж с сюжетом, а обычный рядовой противник, но на каком-нибудь фестивале среди косплееров вы скорее увидите именно этого персонажа, а не кого-нибудь ещё из этой серии игр. Слишком уж он оказался близким к нашим внутренним психологическим заморочкам. Позже медсестёр из второй части стали пихать куда попало - и в фильм, и в другие части игры, что, к сожалению, немного разрушило глубину оригинального образа.

И, если мы посмотрим на близняшек из Atomic Heart - они вам правда никого не напоминают? Подчёркнуто сексуализированные, немного неестественно двигающиеся, доминирующие, безликие и опасные... Если закапываться чуть глубже, то им, конечно, добавили ещё пару запретных тем, например, нарциссическую любовь - когда твой идеальный партнёр это отражение тебя самого, и ещё некоторые, о которых и говорить-то сейчас не особо законно (вспомним хотя бы тот факт, что мы их воспринимаем как сестёр-близняшек, хоть они и вообще роботы), но сам механизм взаимодействия этих персонажей с нашей психикой не изменился, и работает также эффективно, как и двадцать лет назад.

-6