Вот, казалось бы, мало ли в компьютерных играх всяких-разных красивых женских персонажей? Но время от времени - бах - и выходит что-то этакое, что весь интернет ставит с ног на уши, и привлекает внимание даже тех, кто и в компьютерные игры-то не играет. Как совсем недавно произошло с близняшками из Atomic Heart - согласитесь, вряд ли кто-то начал играть в эту игру из-за сюжета. Но почему так происходит? Почему одни персонажи вызывают такой ажиотаж, а другие, вроде бы и хорошие, но нет?
Давайте зайдём немножко издалека. А именно - возьмём, например, "мужское" и "женское" поведение. Мы же все знаем эти стереотипы - мужчина сильный, решительный, заботящийся о женщине, хорошо зарабатывающий, логически рассуждающий, ну и так далее. И, на самом деле, в среднем так и есть - это обусловлено не только историческими традициями, патриархальным обществом, но ещё и вполне объективными вещами вроде разной физической силы и разного гормонального уровня мужчин и женщин. В общем, всё нормально, если бы не одно "но" - это всё верно в среднем. Каждый конкретный человек может очень отличаться от этой нормы, и нельзя от каждого конкретного мужчины требовать быть сильным и решительным, а от каждой конкретной женщины - быть слабой и эмоциональной. Каждый конкретный человек имеет полное право на свой собственный характер, свои собственные убеждения и так далее.
Но вот в обществе всё-таки поощряются те самые средние стереотипы. Слабого мальчика будут воспитывать уступать место женщинам, на девушку-футболистку будут косо смотреть, женщину-начальника будут недооценивать, а найти фильм, где женщина проявляет инициативу и зовёт мужчину замуж - это и вовсе пустая затея. И в результате очень многим людям гораздо проще подстроиться под эту существующую систему, чем как-то вопреки ей проявлять какие-то свои качества и желания. В психоанализе это явление называется "сверх-я" или "супер-эго", и само по себе оно не хорошее и не плохое, оно просто есть; и в разных ситуациях влияние супер-эго может оказаться как полезным, так и вредным.
А теперь представьте, вот есть мужчина, который по характеру-то не совсем доминантный (по крайней мере, он далеко не всегда хочет таким быть), но он вынужден подстраиваться и вести себя "по-мужски". Возможно, это даже происходит совершенно неосознанно, как это обычно и бывает. Но ему хочется хотя бы попробовать другую роль, и хотя бы на время, хотя бы попробовать перестать быть ответственным, решительным и сильным.
И тут на сцену с громким возгласом: "Дрянь!" выходит она:
Альсина Димитреску из Resident Evil: Village, хоть и женщина, но больше по размерам, объективно сильнее, имеет полное право владеть инициативой и властью в этой ситуации, внушает страх и почтение (дедушка Фрейд назвал бы это материнской фигурой, и не то чтобы он был прямо совсем уж на сто процентов неправ). В общем, это прекрасная возможность немножко отказаться от своей гендерной роли, и побыть в мире своих потаённых фантазий. Особенно с учётом того, что это полностью безопасно - это ведь просто игра. Понимаете, да? Запостить мем про Альсинку-Апельсинку или поддержать "мамочку" Рию Рипли в WWE, или поддерживать вместе с чатом девушку-хронокоптера (кто понял, тот понял, не заморачивайтесь) - это безопасно, за это не будет реального наказания, и даже общество это не осудит, а, скорее всего, даже наоборот. Это гораздо проще, чем признаться в таком же, например, своей супруге или, упаси господь, психоаналитику.
Почему речь именно о супруге? Да потому что, хотя сами запреты от "супер-эго" далеко не всегда касаются постельных тем (например, желание поплакать на грустном эпизоде фильма - тоже может быть подавлено, ведь "настоящий мужик не плачет"), но именно эти темы делают их наиболее яркими - ведь их обсуждение это тоже запретная тема в обществе, а уж обсуждение каких-то нестандартных фантазий, так и вовсе. И если поплакать перед друзьями или родными ещё можно, то вот осознать и обговорить какие-то интимные желания гораздо сложнее.
Создатели игры, кстати, божатся, что они совершенно не подразумевали добавлять леди Димитреску какую-то серьёзную сексуальность. И, как ни странно, я им верю - она не так уж молодо выглядит, не обладает какими-то идеальными внешними данными, её диалоги не содержат никаких двусмысленных фраз. Да что там, у неё даже модельки тела нет! Так что да, настолько популярный персонаж, действительно, скорее всего был создан без каких-либо намерений залезть в глубинные психологические запреты игроков. Правда, уже на этапе рекламы компания Capcom разглядела её потенциал, но создатели в этом уже не особо виноваты.
Теперь, когда мы ознакомились с недавней историей, давайте отмотаем время назад гораздо дальше, потому что там нас ждёт ещё один пример. Причём, в отличие от мадам Димитреску, этот пример делался совершенно осознанно. Речь идёт про игру Silent Hill 2.
Она вышла аж в 2001 году, а готовящийся римейк ещё не подоспел, поэтому позволю себе напомнить некоторые детали. Главный герой, Джеймс Сандерленд, был вынужден долгое время ухаживать за своей больной женой. И он, в принципе неплохой, но обычный человек, с самыми обычными достоинствами и недостатками. И, хоть он и любит свою жену, но ситуация безумно его гнетёт - усталость, безысходность, отсутствие интимной жизни, подавляемые желания. В итоге Джеймс не выдерживает и убивает свою жену, но подавляет в себе воспоминания об этом событии.
И в итоге, когда он попадает в Сайлент Хилл, одними из самых часто встречающихся обитателей города становятся медсёстры. Подчёркнуто сексуальные, но при этом очень неестественно двигающиеся (ведь Джеймс хоть и страдает от желания, но борется с ним, считает его плохим), безликие и дёргающиеся (одновременно отражение желания Джеймсом буквально любой женщины и напоминание о том, как его жена билась в конвульсиях, пока он душил её подушкой).
Образ медсестёр получился настолько сильным, что занял лидирующие позиции по популярности среди поклонников серии, уступив только легендарному Пирамидоголовому. Только представьте себе, это ведь не какой-то босс, не главный герой, и даже не персонаж с сюжетом, а обычный рядовой противник, но на каком-нибудь фестивале среди косплееров вы скорее увидите именно этого персонажа, а не кого-нибудь ещё из этой серии игр. Слишком уж он оказался близким к нашим внутренним психологическим заморочкам. Позже медсестёр из второй части стали пихать куда попало - и в фильм, и в другие части игры, что, к сожалению, немного разрушило глубину оригинального образа.
И, если мы посмотрим на близняшек из Atomic Heart - они вам правда никого не напоминают? Подчёркнуто сексуализированные, немного неестественно двигающиеся, доминирующие, безликие и опасные... Если закапываться чуть глубже, то им, конечно, добавили ещё пару запретных тем, например, нарциссическую любовь - когда твой идеальный партнёр это отражение тебя самого, и ещё некоторые, о которых и говорить-то сейчас не особо законно (вспомним хотя бы тот факт, что мы их воспринимаем как сестёр-близняшек, хоть они и вообще роботы), но сам механизм взаимодействия этих персонажей с нашей психикой не изменился, и работает также эффективно, как и двадцать лет назад.