Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Песни несуществующих авторов: две мистификации в российской музыке разных исторических эпох.

Оглавление

Кто такие Борис Горбонос и Зиновий Биртман

В истории современной музыки есть место всякого рода мистификациям. Например, часть людей верили в то, что легендарный участник «Битлз» Пол Маккартни и канадская оторва Аврил Лавин в действительности погибли молодыми, а вместо них в последующие годы выступали двойники. В сегодняшнем материале я предлагаю обратиться к мистификациям другого рода, связанным с авторством песен и вспомнить две истории из отечественной музыки, когда создателем произведений обозначался не существующий человек. Речь идет не о «творческом псевдониме» или приписывании своего произведения другому автору. В обеих историях присутствует образ некого вымышленного автора, за которым стоит образ, судьба, придуманная биография. Эти истории относятся к разным историческим периодам. Одна - из конца 70-х годов, прекрасно известна людям разных возрастов, вторая также отсылает к советской эпохе, но «всплыла» в музыкальном дискурсе и интернет-пространстве уже в реалиях XXI столетия.

Композитор Борис Горбонос – автор хитов Аллы Пугачевой

Пожалуй, самый известный пример «выдумывания» несуществующего автора и одна из главных музыкальных мистификаций советской эстрады связана с именем Аллы Борисовны Пугачевой. Яркая карьера Примадонны началась с сотрудничества с композитором Александром Зацепиным, он написал основные её ранние хиты.

В конце 70-х они вместе начали работу над фильмом «Женщина, которая поёт». Его название закрепится за образом певицы, как её «кредо». Картина режиссера Александра Орлова по сценарию Анатолия Степанова имела полу-биографический характер, способствуя увеличению популярности и укреплению звездного статуса Пугачевой, которая играла в этом фильме главную роль, а вот «композиторская миссия» должна была остаться за Зацепиным. Однако от Аллы Борисовны поступило предложение вставить в картину песни талантливого и тяжело больного автора, жителя подмосковных Люберец по имени Борис Горбонос.

Он сочинил музыку заглавной песни к фильму «Женщина которая поёт», текст представлял собой изрядно переделанное стихотворение Кайсына Кулиева «Женщина, которую люблю», изначально написанное на балкарском языке и переведенное на русский Н. Гребневым.

Также Пугачева пристроила в фильм песни «Приезжай хоть на денек» и положенный на музыку 90-ый сонет Шекспира. Пугачева уверяла, что сам Горбонос не может приехать познакомиться и явиться на суд общественности по состоянию здоровья, он якобы парализован.

В существование Горбоноса поверили. Жалостливая история об «умирающем молодом человеке» помогла воздействовать на причастных к созданию фильма и на кинематографическое начальство и «пристроить» в фильм, композитором которого назначен Зацепин, песни другого автора.

Его имя было зарегистрировано в авторском обществе, в подтверждение существования композитора были сделаны фотографии сидящего за роялем молодого человека. Однако, если присмотреться, то даже тем, кто не знает этой истории, будет понятно, что на снимках изображен не кто иной, как загримированная и облаченная в усы и парик Алла Борисовна.

-2

Пугачева оставила след в истории отечественной песенной культуры и как певица, и как композитор. Сегодня большинство людей знает, что музыку названных выше песен, а в дальнейшем и многих других хитов своего репертуара, Пугачева написала сама, в источниках и в РАО зафиксировано её авторство, и никакого Бориса Горбоноса на самом деле не существовало.

Под этим образом и легендой были преподнесены песни авторства Пугачевой. В тот период ни музыкальному миру, ни широкому слушателю не было известно, что Алла Борисовна не только поёт, но ещё и музыку сама сочинять может, и вот таким экстравагантным способом артистка явила миру свой композиторский талант.

В кратко затрагивающем этот сюжет документальном фильме «Формула хита» канала МУЗ ТВ причины музыкальной авантюры объяснили тем, что Пугачева не решилась отдать песни в фильм «под собственным именем», так как её в фильме было «слишком много», и она не хотела оттенить и обидеть композитора Зацепина.

От появления некого Горбоноса «штатный» композитор картины был, мягко говоря, не в восторге, пишут, что Алла Борисовна договорилась с режиссером об использовании песен за спиной у маэстро.

«Так не принято. Если ты композитор картины, то ты пишешь музыку и песни сам. Если приглашают ещё кого-то, то обязательно с твоего согласия. Почему она не объяснила всё нормально?! Конечно, не хотелось бы вставлять в свой фильм четыре чужие песни, но можно же было по-человечески найти компромисс!» -

комментировал ситуацию Александр Сергеевич.

Прикинуться Горбоносом Пугачевой помог режиссер Александр Стефанович, в то время – её супруг, который повлиял и на раскрытие композиторской ипостаси Примадонны. Однажды жена продемонстрировала ему свои творения. Тогда супруги и решили «представить песни миру», осторожно включить их в фильм «Женщина, которая поёт», и придумали Бориса Горбоноса.

«На «Мосфильме» нашли парик с короткими волосами. Под него уложили волосы Аллы. Подбирали очки, из десяти пар одна подошла. Приклеили Алле усы. Всю съемку проводили в кабинете режиссера Георгия Данелия»,

— рассказывал Стефанович о происхождении снимков Бориса Горбоноса.

Алла Пугачева перевоплощается в Бориса Горбоноса
Алла Пугачева перевоплощается в Бориса Горбоноса

Имя вымышленного музыканта фигурировало в числе авторов на пугачевском альбоме «Зеркало души», вскоре публике раскрыли, кто на самом деле скрывался под этим именем. Диплом фестиваля «Песня-78» композитор получала на имя Аллы Пугачевой.

Недомолвки и разногласия, возникшие между Пугачевой и Зацепиным в ходе работы над фильмом «Женщина, которая поёт» привели к ссоре и разрыву сотрудничества. Борис Горбонос с его последующим разоблачением сыграли в этом немалую роль.

Алла Борисовна стала работать с другими авторами и сама продолжала писать песни для собственного репертуара, уже не скрывая, что является композитором.

«Советский опальный бард» Зиновий Биртман и интернет-хиты середины 2010-х

Некоторое время назад, в середине – второй половине 2010-х годов, в отечественной культуре наметился некий тренд на всё советское. Определенную популярность снискали коллективы, причудливо переплетавшие в своём творчестве современность и советскую эстетику, музыкальные мотивы 70-х – 80-х. На этой волне оказалась и группа БИРТМАН, основанная в начале 2015 года.

Появление этого коллектива и его концепция отталкиваются от личности некого «забытого» советского барда Зиновия Аркадьевича Биртмана, уроженца Тюмени, жившего на этой земле с 1934 по 1981 год. Упоминания о персоне стали вплывать на просторах сети в 2014 году.

Этого молодого человека выдали за советского автора-исполнителя Биртмана, Зиновия Аркадьевича (1934-1981)
Этого молодого человека выдали за советского автора-исполнителя Биртмана, Зиновия Аркадьевича (1934-1981)

Биртмана окрестили «тюменским Аркадием Северным», в интернет-публикациях рассказывалась история выходца из хорошей семьи, сына служащего наркомата МВД, геолога по профессии и призванию, который сочинял «очень прогрессивные» и смелые для своего времени песни, обладал даром предвидения и описывал в своих песнях «образы из будущего». Работал в тюменском ресторане "Русь" и снискал локальную популярность.

В конце 70-х вместе с ВИА «Добрый вечер» он записал единственный альбом «Следы от компота», который был утрачен. Творчество Зёни Биртмана запретили, и он был безвозвратно забыт. В начале 2015 года о Биртмане написал такой известный портал как colta.ru. Эта публикация и считается «стартовой точкой» в популяризации мифа об опальном авторе-исполнителе. В материале сообщалось о завершении многолетней работы над восстановлением альбома Зиновия Биртмана. Под этим соусом публике были представлены записи «Следов от компота».

Человек, плохо знакомый с музыкой и историей советской культуры, до прослушивания песен мог бы поверить в существование Зёни Биртмана, неясные моменты в биографии не казались чем-то из ряда вон выходящим, однако «внезапное появление», наличие логических и смысловых нестыковок сразу давало понять, что что-то здесь не так. В реальной истории советской музыки были «вычеркнутые» эпизоды и имена, но чтобы не осталось ни одного упоминания, а потом вдруг - целая биография и музыкальное наследие.

За личностью Зиновия Биртмана стоит человек по имени Дмитрий Наумов, позиционирующий себя исследователем и популяризатором творчества забытого советского автора. Он и стал основателем и лидером группы БИРТМАН, якобы исполняющей восстановленные песни.

Дмитрий Наумов - лидер группы "Биртман"
Дмитрий Наумов - лидер группы "Биртман"

Из песен, опубликованных в альбоме «Следы от компота», большую популярность снискала композиция «Пригласите негра танцевать». Название и центральный образ представляются, мягко говоря, экзотичными для творения, созданного тюменцем.

Если музыка «восстановленного» биртмановского альбома и творчества группы БИРТМАН, действительно, представляет собой более-менее умелую стилизацию под дворовый шансон или советскую эстраду, то тексты и использованные в них образы явно свидетельствуют о том, что написаны они намного позже 70-х годов и заявленной даты смерти Зиновия Биртмана.

В той же песне «Пригласите негра танцевать» поётся о том, как «в юности далекой кружит пластинка Карел Готта». Образы советские, вот только заявленные годы жизни предполагаемого «автора» явно не соответствуют человеку, чья юность пришлась на период популярности знаменитого чешского артиста. Эту нестыковку ещё можно списать на придирки дотошного, знающего историю музыки человека. Но на альбоме, первоисточником которого по легенде стали записи 1970-х годов, есть песни с названием «Селфи» и «Лайки», что само по себе выглядит как бред. Известно, что среди поэтов было много пророков, но в данном случае даже объяснение Наумова о том, что Биртман был провидцем, кажутся не убедительными. На это сразу обратил внимание музыкальный критик Алексей Мажаев в своей рецензии на первый альбом.

Однако Наумов и его соратники продолжали поддерживать легенду. Группа БИРТМАН «выстрелила» с песней с не очень приличным названием «Человек-г**но». Она также представлялась как образец наследия Зиновия Биртмана. Комментируя трек, Наумов поведал о проницательности Зиновия Аркадьевича, его способности сразу распознать «гнильцу» в человеке. В «завирусившемся» в сети музыкальном видео снялся известный спортивный журналист Василий Уткин.

Композиция вошла в альбом «Стенка», выпущенный в 2016 году и представленный как «второй альбом восстановленных записей».

Стараниями Наумова для поддержания правдоподобности образа была выпущена книга «За все, Тюмень, благодарю» и документальный фильм о Зиновии Биртмане. Рассказывая о своей деятельности и о группе, музыкант делал вид, что исполняет не свои песни, а занимается «возрождением» наследия забытого поэта и музыканта.

«Возрождение Биртмана и исполнение его песен – это не игра в ретро, а сохранение русских традиций, это разные вещи»,

- сказал он в интервью 2016 года.

Журналисты, порой, поддерживая «игру» музыканта, говорили о Зиновии Биртмане как о реальном человеке. На официальном сайте группы БИРТМАН деятельность коллектива до сих пор позиционируется как «сохранение и возрождение наследия Зиновия Биртмана», хотя с момента мистификации прошло уже почти 10 лет, дискография проекта насчитывает 5 альбомов. А людям с критическим мышлением сразу была понятна «фейковая» природа происхождения барда.

У людей из мира культуры порой очень богатая фантазия, и «выдуманные» истории – рабочий инструмент для подогрева интереса публики. В двух рассказанных сюжетах мотивы, причины появления «вымышленных авторов» песен и их природа были разными, они иллюстрируют реалии разных эпох, и именно поэтому мне показалось интересным «объединить» их в рамках одного материала.

Случаев «фейкового» авторства и приписывания музыкантами своих произведений другим – намного больше. С таким прецедентом связана история песни «Город золотой» Корни этой композиции восходят к пластинке «Лютневая музыка XVI-XVII вв.», выпущенной на «Мелодии» в 1972-м году стараниями Владимира Вавилова. Автором произведения, ставшего песней «Город золотой», значится итальянец Франческо да Милано. Позже выяснилось, что эту, как и большинство других композиций, выданных за творения зарубежных музыкантов эпохи средневековья, написал сам Вавилов. Франческо Канова да Милано, в отличие от Бориса Горбоноса и Зиновия Биртмана – реальная историческая личность, композитор первой половины XVI века, уроженец Ломбардии, один из самых известных и выдающихся лютнистов своего времени.

Знаменитым авторам прошлых эпох приписывали свои произведения и известные советские поэты. «Пока земля ещё вертится, пока ещё ярок свет», начинающуюся с этих строк песню «Молитва» Булат Шалвович Окуджава пытался выдать не за своё авторское произведение, а за вольный перевод французского поэта Франсуа Вийона. Кинорежиссер Эльдар Рязанов, сотрудничая с композитором Андреем Петровым, предлагал ему стихи для написания песен к фильмам, выдавая их за творения Киплинга, Блейка и других зарубежных и отечественных классиков, хотя на самом деле их автором был сам режиссер, который, как известно, писал прекрасные стихи. Но это уже совсем другие истории. Одну из них я не так давно рассказывал в материале: «Поэт Эльдар Рязанов и композитор Андрей Петров. Три песни из любимых кинофильмов». О других подробнее поговорим в будущих материалах. Следите за новыми публикациями, а на сегодня всё.

Материал написан исключительно в развлекательных целях, с опорой на информацию из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца, буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте песни разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.