Найти тему
Тысячеликий герой

Исскуство спора от Сергея Иннокентьевича Поварнина

Здравствуйте, товарищи! Сегодня поговорим о одной из работ философа, профессора Ленинградского государственного университета, крупного специалиста в области логики и риторики Сергея Иннокентьевича Поварнина. Название ей «Искусство спора». Для чего нам данная работа? Неужели никто не умеет спорить по какому-либо вопросу в жизни? Я тоже думал, что умею, пока не прочитал эту книжку, которая с научной точки зрения осматривает как более простые виды спора, так и более сложные, классифицирует и показывает методы и уловки. Так как, книга научная, описывать я буду в виде тезисов, всячески стараясь рассмотреть вопрос с дня сегодняшнего. Ну что ж, надеюсь для кого-то это покажется полезным.

1.Для начала стоит определиться в основных терминах. Мысль, которую мы периодически хотим доказать, или, опровергнуть, называется тезисом доказательства. Своего рода, цель спора, которая должна быть ярко выражена определённой стороной. В свою очередь, мы должны знать определение всех слов в тезисе, чтобы не возникало недоразумений между оппонентами. Для определения тезиса существуют два варианта: а) самому своими силами определить понятие, но это часто даже невозможно; б) воспользоваться уже готовыми чужими определениями. В наш цифровой век данная задача всячески упрощается, ведь у каждого есть телефон с интернетом. Далее, мы всячески должны произвести уточнение тезиса, установить о чём конкретно говорится. Например, оппонент даёт такой вариант: «Что нас не убивает, делает сильнее.». Здесь стоит уточнить в каком плане сильнее – физическом, или, моральном. Выяснение этого пункта называется выяснением суждения по «количеству». Там, где «количество» неясно, тезис называется неопределённым. Также, нам следует определить «модальность» тезиса – каким мы считаем суждение: несомненно, истинным, достоверным, или несомненно ложным, или же вероятным, частично ложным и т.д.

Подытожим первым пункт. Опора любого спора — это тезис доказательства. При его выяснении нам важно определить: все неясные для нас понятия, в него входящие; «количество»; «модальность».

2.Тезис должен опираться на доказательства, которые: а) считаем верными не только мы сами, но и тот человек или те люди, кому мы доказываем; б) из которых вытекает, что тезис истинен или ложен. Конечно, наша уверенность в определённых доводах может совершенно не разделяться оппонентом и подвергаться сомнению. Поэтому, для большего обоснования тезиса требуются доказательства, которые будут иметь с ним очевидную связь. В свою очередь, доказательства также должны проверяться и обосновываться, как и тезис, быть убедительными. Существуют разного рода ошибки, которые не дают нам уверенно донести до оппонента все наши мысли: а) ошибка в тезисе – тот вариант, когда мы взялись доказывать одно утверждение, а доказали совсем другое; б) ошибка в доказательствах - делится на два других подпункта: ложный довод и произвольный. Ложный довод является грубой ошибкой, ложной мыслью, неприкрытой и вульгарной. Произвольный довод ещё не совсем ясен и должен также быть отчетливо доказан; в) ошибка в связи между тезисом и доказательством, в «рассуждении» - тезис не вытекает, или не следует из приведённых доказательств, связь не очевидна.

Подытожим второй пункт. Для тезиса должны быть использованы доказательства, истинны не только для нас; имеют связь с тезисом; из которых вытекает истинность или ложность.

3.Очень важно установить точки разногласия с оппонентом, который не согласен с вашим тезисом. Делается это собственно для установления для себя мысли, стоит ли вообще спорить по именно данной мысли, которая у вас назрела. Может случится так, что вы оба согласны с тезисом, или же, частично сходитесь во мнении. Метод выяснения очень прост – происходит озвучивание какой-либо мысли и смотрится реакция человека. Далее, он может согласится с вами, или привести антитезис – противоположное мнение по озвученному тезису. Так устанавливается пункт разногласия откуда и рождается любой спор. Важно быть внимательным и не терять из памяти ни своего тезиса, ни антитезиса оппонента.

Подытожим третий пункт. Противоположное мнение в споре называется антитезисом, который уточняет конкретные моменты разногласия.

4. Существуют различные виды спора, о которых стоить помнить. По пунктам: а) сосредоточенный спор – когда спорящие все время имеют ввиду спорный тезис, и всё, что они говорят или что приводят в доказательство, служит для того, чтобы опровергнуть или защитить этот тезис; б) бесформенный спор – не имеет такой концентрации на первоначальной теме, может быть забыт и начаться совершенно из-за другого, теряя нить повествования; в) простой спор – спор один на один, между двумя людьми; д) сложный спор – охватывает большее количество людей, часто обращается в простую полемику. Такой вид должен быть хорошо организован и подготовлен; е) спор без слушателей – спор, с отсутствием сторонней публики и группы поддержки какому-либо из оппонентов; ё) спор со слушателями – самый сложный вид, обратный предыдущему. Зачастую, данный вид спора чаще всего превращается в балаган – так как, среднестатистический обыватель порою не искушён глубоким познанием определённых вопросов, то он может быть пойман на несколько типичных уловок (про которые мы упомянем далее). Спор со слушателями самый сложный из представленных, так как его сложнее организовать и привести в порядок. Для многих, кто не владеет ораторским искусством будет трудновато убедить толпу, особенно, если слушатели импонируют его оппоненту; ж) спор устный - самый распространенный вид спора. Ведётся в обыденной жизни, при слушателях, и без; з) письменный спор – более сложный вариант спора, который может продлиться гораздо дольше, иногда, несколько лет. Зачастую, ведётся между авторами книг, статей, в научном сообществе.

Подытожим четвёртый пункт. Существуют различные виды спора, которые следует знать для правильной ориентации своих действий.

Итак, вот краткие факты об искусстве спора и его проведении. Хотелось бы написать больше, но тогда пропадёт смысл для вашего ознакомления с данной книгой. Так что, исключительно советую найти её и почитать.