Найти тему
Стеклянная сказка

Когда деньги на строительство закончились, начальство приказало рабочим идти на свалку: что получилось в итоге

Слышали ли вы об одном из величайших архитекторов современности по имени Жужоль?

Угу, я тоже не слышал. А он не только был, творил, но и хорошо известен... в пределах одной страны, даже не страны, а города.

Так какой же он мировой архитектор, если о нём знают только в одном городе? - спросите вы.

Всё очень просто! Его славу забрал себе другой.

Причём не со зла, не из низменных побуждений или тёмного умысла, просто так получилось. Жизнь вообще несправедливая штука. Мы же сегодня попробуем эту несправедливость исправить.

Хосе Мария Жужоль-и-Гиберт - испанский, каталонский архитектор, родился в 1879 году в школе. Да, да, да вы не ослышались. Он родился в школе на чердаке. Не от школьницы, которая залетела от преподавателя физкультуры. Вовсе нет, он родился в семье директора школы. Дело в том, что директора школ в Испании того времени получали не ахти какие деньги, своих домов, как правило, не имели, потому жили прямо в школе, где было свободное помещение. В данном случае свободным был чердак.

Поскольку папа и мама были всё время заняты в школе, в том числе и дальше рожали, Жужоль был третьим и не последним, то паренёк был предоставлен самому себе. Любимым его делом было ходить к берегу моря и смотреть на волны. Со временем он стал носить с собой краски и бумагу и зарисовывал волны. У него открылся дар рисования.

-2

Наверное, всё же у родителей выдалась свободная минутка между управлением школой и родами, потому что они заметили увлечение мальчика. Паренька отдали учиться в школу искусств, которую он с отличием окончил. После этого было художественное училище и институт архитектуры.

Все эти заведения он также окончил с отличием. Все преподаватели прочили ему мировую славу. Так бы оно и получилось, если бы на беду Жужоля в это самое время в Барселоне (родной город нашего героя) не творил ещё более выдающийся архитектор.

Ну, вы наверное, догадались. Да, это был Антонио Гауди.

Нет, они не поссорились и не враждовали друг с другом, наоборот, они были закадычными друзьями несмотря на 27 лет разницы.

-3

Сразу после окончания учёбы Жужоль начал работать вместе с Гауди, они сделали вместе целый ряд проектов. Жемчужиной среди этого "ряда проектов" был парк Гуэль.

Парк строился на деньги очень богатого человека, близкого друга Гауди - Эусеби Гуэля, поэтому и получил его имя. Денег туда было вложено телега, воз, тачка и ещё по карманам рассовали. Сумма была просто астрономическая. А поскольку деньги или заканчивают начинаться или кончают начинаться, то примерно к середине мега-гипер-супер-пупер стройки финансирование сказало "Йоккк!".

Гауди, кстати, именно этим частенько "страдал". Он был настоящим строителем-шабашником, который мог освоить абсолютно любой бюджет. Дело даже доходило до смешного: один из его клиентов, заказал архитектору "доходный дом" под сдачу, желая заработать. Но Гауди настолько вылез из первичной сметы, что семья заказчика разорилась и была вынуждена продать дом, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

Так и тут: гениальный проект Гауди мог сорваться, тем более время было неспокойное, на носу была первая мировая. Очень обидно было побриться с проектом, когда оставалась только отделка. Увы гастарбайтеры из Средней Азии в Испанию того времени не приезжали.

-4

И тогда именно Хосе Мария Жужоль-и-Гиберт дал рабочим гениальный приказ:

- Дуйте на ближайшую мусорку и тащите на строительную площадку всё, что видите яркое красивое и сделанное из керамики.

Рабочие притащили несколько сотен килограмм разбитой керамики% тарелки, чашки, плошки, кувшины, черепицу и прочий "мусор".

Именно этим мусором Жужоль "облагородил" главную лестнику, входную группу и центральную скамью.

Получился потрясающий мозаичный декор из разбитых черепков, который обошёлся заказчику в 0 местных испанских рублей.

-5

Идея настолько понравилась ВСЕМ, что даже те работники, которые первоначально отказались превращаться в бомжей и ходить по свалке, на следующий же день добровольно поскакали с мешками ТЫГЫ-ДЫМ-ТЫГЫ-ДЫМ искать черепки.

Местные жители Барселоны в перерывах между корридой и выступлением местного футбольного клуба тоже озаботились вопросом:

-А что это у нас за движ такой на свалках?

Когда им рассказали, что толпа бомжей - это строители, местные начали сами тащить на стройку разбитую посуду. Некоторые специально били сервизы и жертвовали черепки на благое дело.

-6

Дело дошло до того, что за 1910 - 1914 годы жители Барсы выгребли всю керамику не только со свалок, но даже из своих домов. Парк открылся в 1926 году уже после окончания первой мировой. Своим необычным декором он поразил всех посетителей, поражает и сейчас.

Техника декорирования при помощи разбитой посуды и прочих черепков получила название Тренкадис, что с каталонского переводится как битые черепки.

Увы, несмотря на то, что придумал этот необычный декор Жужоль, вся слава среди туристов досталась Гауди, так как именно он значился в качестве автора и главного архитектора. Даже многие профессионалы, архитекторы, мозаичисты, плиточники говорят, что тренкадис - изобретение Гауди.

-7

Однако стоит сказать это вслух в самом парке при посетителях из числа местных жителей, как вас поправят:

- Нет, это не Гауди, это сделал его друг, наш второй прославленный архитектор - Хосе Мария Жужоль.

Так оно и продолжается до сих пор: весь мир считает, что парк строил Антонио Гауди лично, однако жители прославленной Барселоны имеют несколько иное мнение.

И, кстати, до сих пор в Барселоне и её окрестностях вы не найдёте на свалках ни одного черепка. Тренкадис - техника декора из разбитой керамики настолько популярна в этих местах, что любой кусочек тарелки или чашки тут же пускают в дело.

-8