Найти тему
Мои первые книжки

Дядя Фёдор, пёс и кот, или Простоквашино существует

Историю про мальчика, который был настолько самостоятелен, что даже родители уважительно называли его "дядя Фёдор", знают все. Вот то есть — абсолютно все. Даже если (вдруг) и не читали ни одной книги о его приключениях, то уж мультики смотрели точно. А вот о том, как появилась на свет эта книга, знают не все.

Обложка книги, издание 1974 года. Иллюстрация Геннадия Калиновского. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Обложка книги, издание 1974 года. Иллюстрация Геннадия Калиновского. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Идея написания книги «Дядя Фёдор, пёс и кот» пришла к Эдуарду Николаевичу Успенскому в пионерском лагере, где автор работал библиотекарем. И дядя Фёдор был тогда действительно дядей: вполне себе взрослым лесником, который жил в одной сказочной деревне. Но, по совету другого замечательного детского писателя — Бориса Заходера, Успенский сделал главного героя моложе. Правда, для этого пришлось переписать почти всю книжку, но оно того стоило.

Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Вообще, эта книжка — реальное подтверждение существования машины времени. Задумана она была в самом начале семидесятых, в 1972 году вышел диафильм, в создании которого Успенский принимал непосредственное участие, а сама книга впервые вышла в свет только в 1974-м. (Кстати, диафильм мне, помнится, очень понравился, поэтому я взял рисунки к статье из него. Но иллюстрации Геннадия Калиновского к первому изданию мне тоже по душе ).

Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Книга была очень хорошо принята маленькими читателями и уже через год выходит первый трёхсерийный мультфильм «Дядя Фёдор, пёс и кот». Который, однако, по неизвестной мне причине, не стал «каноническим». Мультфильм рекомендую посмотреть, хотя бы с целью сравнения с другой, более популярной, экранизацией. Найдёте много интересного, уверяю.

Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

А вот другой экранизации (той самой, которая - популярная) суждено было затмить и первый мультфильм, и даже (местами) — саму книгу. «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино» абсолютно заслуженно стали классикой советской мультипликации.

Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Кстати, многие персонажи имели реальные прототипы. Так, кота Матроскина в раннем, «первокнижном», варианте звали Тараскин. Успенский «списал» его со своего друга Анатолия Тараскина, который работал тогда в известном сатирическом киножурнале «Фитиль». Сам Тараскин был далеко не в восторге от этой затеи и высказал свои претензии Эдуарду Николаевичу: «Не хочу быть каким-то книжным котом! Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже – я бы ещё подумал…».

Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Да, думать надо было сразу и уже тогда: если бы Тараскин знал о будущей популярности Матроскина — ни за что бы не отказал такому коту в фамилии. Ведь он и на гитаре умеет играть, и вышивать, и на машинке... тоже...

Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

А маму дяди Фёдора художник Левон Хачатрян «срисовал» со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. Правда, образ мультипликационного героя Ларисе тоже не понравился. Ну, женщинам в этом вопросе вообще достаточно сложно угодить... Да и дядя Фёдор на протяжении трёх частей менялся кардинально. А всё потому, что в его создании принимали участие разные художники.

Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Кадр из диафильма "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1972). Иллюстрация Анатолия Савченко и Бориса Степанцева. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Кстати, сама деревня Простоквашино, в которой поселились дядя Фёдор с Матроскиным и Шариком, тоже "имеется в наличии", так сказать. И находится она в Тонкинском районе Нижегородской области. Совсем небольшая (всего три улицы), но зато самая настоящая. Даже туристы посещают.

Будете где-нибудь неподалёку — милости просим! Как говорится: «Приезжайте к нам, в Простоквашино!»

Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!