Найти тему
Владимир Гордеев

Забриски Пойнт (1970, США, экзистенциальная драма): Забройски Пинт

На что рассчитывала кинокомпания "Метро-Голдвин-Майер", выдавая финансовый карт-бланш Карло Понти и Микеланджело Антониони? На то, что Микеланджело выдаст взамен Blow Up 2, снабженный стандартными атрибутами молодежной культуры в виде кислотного электропрохладительного теста, поминок по Дж.Ф.К., чего-то вроде гонзо-журналистики, стадионных дев в коротких юбках и полчищ хиппи, протестующих против войны во Вьетнаме? Вышла ошибочка.

Антониони никогда не был рупором эпохи, но был ее свидетелем. Причем настолько бесстрастным, вернее, себе на уме, что заставить его бегать с плакатами — затея, смерти подобная. По фильму "Забриски Пойнт", беспомощному идеологически, вполне очевидно, насколько Антониони углубился в себя, насколько ему неуютно в Америке. Впрочем, и там, в Америке, его любимое занятие — снимать Пространство — дало о себе знать.

Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)
Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)

Неинтересный сюжет совершенно уступает величественным планам пустынь и каньонов, на фоне которых люди выглядят досадным недоразумением. Начальные сцены, состоящие из затяжной болтовни политически активных студентов и снятые в документальной манере, удивляют какой-то фантастической бессмысленностью. Эта бессмысленность наталкивается на полное отсутствие идеологической подоплеки. Бессмысленность не осуждается и не анализируется. Какое-то утверждение вроде "споры бессмысленны перед лицом властьимущих" только проскальзывает. Но проскальзывает так быстро, так мимолетно, что в памяти не остается ровным счетом ничего.

Потом следует некая заварушка, оканчивающаяся убийством полицейского, и главный герой, без вины виноватый, улепетывает из своего кампуса в пустыню. Хороший революционер!

Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)
Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)

Но неинтересны Антониони все эти юные метания. Плевать он хотел на чаяния американского народа, которому, в свою очередь, непременно хотелось, чтобы метания их взрослеющих отпрысков (которые и являются основными вкладчиками в процветание кинобизнеса) были запечатлены таким мастером синематографа, как Антониони.

Вместе со своим героем, к которому Антониони совершенно равнодушен, режиссер уходит в пустыню. С ним следует модная группа "Пинк Флойд", музыканты которой, похоже, чувствуют себя так же неуютно в ролях композиторов для американского кино, как Антониони в роли рупора эпохи сексуальной революции и всеобщей раскрепощенности под эгидой звездно-полосатого флага. Арт-рок, программ-рок, психоделический рок — это всё-таки приблуда типично британская. А здесь подошло бы какое-нибудь кантри. Ведь несмотря ни на что, герои фильма — хорошие ребята, в душе республиканцы, и любят кантри.

Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)
Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)

Фильм с очень приличным по тем временам бюджетом — 7 млн. долларов, полностью провалился в американском прокате. И дело вовсе не в том, что героиня фильма в финале воображает, как было бы круто взорвать весь этот денежный, матримониальный, ублюдский мир к чертовой матери.

Антониони снял проходную, но совершенно оскорбительную сцену. Герои фильма, натрахавшись как кролики в общине хиппи, подымаются наверх из песчаного карьера. На гребне карьера, на краю шоссе, стоят два биотуалета. Вообразите себе бескрайнюю пустыню — и два биотуалета посреди ней. Вот и все достижения американской культуры!

Здесь же идёт намек и на всю пресловутую хиппарскую "раскованность". Раскованность раскованностью, но буржуазный туалет посреди пустыни - необходим.

Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)
Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)

А вот стёб как раз оплачен не был. Не был он оценен и американской публикой. Большинство гораздо более "хамских" сцен были вырезаны, но "осадочек" остался.

…Через 10 лет Годфри Реджио снимет усовершенствованную версию "Забриски Пойнт" — документальный фильм "Койаанискатци". Музыку к этому без преувеличения гениальному фильму напишет другой звездный музыкант — композитор Филипп Гласс.

Оценка: 7,0 из 10.

Режиссер: Микеланджело Антониони.
Сценарий: Микеланджело Антониони, Франко Россетти, Сэм Шепард, Тонино Гуэрра, Клэйр Пеплоу,
Оператор: Альфио Контини,
Композиторы: "Pink Floyd", Джерри Гарсия,
Продюсер: Карло Понти.

В главных ролях: Марк Фречетт, Дария Халприн.
В ролях: Харрисон Форд, Г.Д.Спрэдлин, Билл Гэрэуэй, Род Тейлор, Ли Дункан.

Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)
Кадр из фильма "Забриски пойнт" (1970)

Интересные факты о фильме:

  • Во время съемок ФБР внедряло агентов в съемочную группу; места съемок осаждали консерваторы и громко клеймили Антониони за сжигание американского флага; шериф Окленда (штата Калифорния) обвинил Антониони в том, что тот прибыл разжигать народные бунты. Рейнджеры Долины Смерти поначалу запретили Антониони снимать фильм в долине, т.к. небезосновательно опасались, что он устроит там оргию, а гос.управление штата начало следствие по делу о предполагаемом "анти-американизме" и нарушении занятного закона Мэнна, принятого в 1910 года и запрещающего транспортировку женщин через границу штата "для безнравственного поведения, проституции или распущенности".
  • Возмущались даже анти-правительственно настроенные студенты, считая, что Антониони их "распродает".
  • Музыкальная композиция для фортепиано, написанная Ричардом Райтом из "Пинк Флойд" для "сцены насилия", не была использована в фильме и впоследствии вошла в альбом "The Dark Side of the Moon" под названием "Us and Them".
  • На раннем этапе съемок Антониони встретился с Джимом Моррисоном, чтобы тот написал песню для саундтрека. "Doors" написали тему "L'America", которую Антониони отклонил.
Микеланджело Антониони на съемках "Забриски Пойнт" (1970)
Микеланджело Антониони на съемках "Забриски Пойнт" (1970)

См. также:

Микеланджело Антониони
Владимир Гордеев28 марта 2023
Режиссеры мирового кино (избранное)
Владимир Гордеев25 июня 2022