На что рассчитывала кинокомпания "Метро-Голдвин-Майер", выдавая финансовый карт-бланш Карло Понти и Микеланджело Антониони? На то, что Микеланджело выдаст взамен Blow Up 2, снабженный стандартными атрибутами молодежной культуры в виде кислотного электропрохладительного теста, поминок по Дж.Ф.К., чего-то вроде гонзо-журналистики, стадионных дев в коротких юбках и полчищ хиппи, протестующих против войны во Вьетнаме? Вышла ошибочка.
Антониони никогда не был рупором эпохи, но был ее свидетелем. Причем настолько бесстрастным, вернее, себе на уме, что заставить его бегать с плакатами — затея, смерти подобная. По фильму "Забриски Пойнт", беспомощному идеологически, вполне очевидно, насколько Антониони углубился в себя, насколько ему неуютно в Америке. Впрочем, и там, в Америке, его любимое занятие — снимать Пространство — дало о себе знать.
Неинтересный сюжет совершенно уступает величественным планам пустынь и каньонов, на фоне которых люди выглядят досадным недоразумением. Начальные сцены, состоящие из затяжной болтовни политически активных студентов и снятые в документальной манере, удивляют какой-то фантастической бессмысленностью. Эта бессмысленность наталкивается на полное отсутствие идеологической подоплеки. Бессмысленность не осуждается и не анализируется. Какое-то утверждение вроде "споры бессмысленны перед лицом властьимущих" только проскальзывает. Но проскальзывает так быстро, так мимолетно, что в памяти не остается ровным счетом ничего.
Потом следует некая заварушка, оканчивающаяся убийством полицейского, и главный герой, без вины виноватый, улепетывает из своего кампуса в пустыню. Хороший революционер!
Но неинтересны Антониони все эти юные метания. Плевать он хотел на чаяния американского народа, которому, в свою очередь, непременно хотелось, чтобы метания их взрослеющих отпрысков (которые и являются основными вкладчиками в процветание кинобизнеса) были запечатлены таким мастером синематографа, как Антониони.
Вместе со своим героем, к которому Антониони совершенно равнодушен, режиссер уходит в пустыню. С ним следует модная группа "Пинк Флойд", музыканты которой, похоже, чувствуют себя так же неуютно в ролях композиторов для американского кино, как Антониони в роли рупора эпохи сексуальной революции и всеобщей раскрепощенности под эгидой звездно-полосатого флага. Арт-рок, программ-рок, психоделический рок — это всё-таки приблуда типично британская. А здесь подошло бы какое-нибудь кантри. Ведь несмотря ни на что, герои фильма — хорошие ребята, в душе республиканцы, и любят кантри.
Фильм с очень приличным по тем временам бюджетом — 7 млн. долларов, полностью провалился в американском прокате. И дело вовсе не в том, что героиня фильма в финале воображает, как было бы круто взорвать весь этот денежный, матримониальный, ублюдский мир к чертовой матери.
Антониони снял проходную, но совершенно оскорбительную сцену. Герои фильма, натрахавшись как кролики в общине хиппи, подымаются наверх из песчаного карьера. На гребне карьера, на краю шоссе, стоят два биотуалета. Вообразите себе бескрайнюю пустыню — и два биотуалета посреди ней. Вот и все достижения американской культуры!
Здесь же идёт намек и на всю пресловутую хиппарскую "раскованность". Раскованность раскованностью, но буржуазный туалет посреди пустыни - необходим.
А вот стёб как раз оплачен не был. Не был он оценен и американской публикой. Большинство гораздо более "хамских" сцен были вырезаны, но "осадочек" остался.
…Через 10 лет Годфри Реджио снимет усовершенствованную версию "Забриски Пойнт" — документальный фильм "Койаанискатци". Музыку к этому без преувеличения гениальному фильму напишет другой звездный музыкант — композитор Филипп Гласс.
Оценка: 7,0 из 10.
Режиссер: Микеланджело Антониони.
Сценарий: Микеланджело Антониони, Франко Россетти, Сэм Шепард, Тонино Гуэрра, Клэйр Пеплоу,
Оператор: Альфио Контини,
Композиторы: "Pink Floyd", Джерри Гарсия,
Продюсер: Карло Понти.
В главных ролях: Марк Фречетт, Дария Халприн.
В ролях: Харрисон Форд, Г.Д.Спрэдлин, Билл Гэрэуэй, Род Тейлор, Ли Дункан.
Интересные факты о фильме:
- Во время съемок ФБР внедряло агентов в съемочную группу; места съемок осаждали консерваторы и громко клеймили Антониони за сжигание американского флага; шериф Окленда (штата Калифорния) обвинил Антониони в том, что тот прибыл разжигать народные бунты. Рейнджеры Долины Смерти поначалу запретили Антониони снимать фильм в долине, т.к. небезосновательно опасались, что он устроит там оргию, а гос.управление штата начало следствие по делу о предполагаемом "анти-американизме" и нарушении занятного закона Мэнна, принятого в 1910 года и запрещающего транспортировку женщин через границу штата "для безнравственного поведения, проституции или распущенности".
- Возмущались даже анти-правительственно настроенные студенты, считая, что Антониони их "распродает".
- Музыкальная композиция для фортепиано, написанная Ричардом Райтом из "Пинк Флойд" для "сцены насилия", не была использована в фильме и впоследствии вошла в альбом "The Dark Side of the Moon" под названием "Us and Them".
- На раннем этапе съемок Антониони встретился с Джимом Моррисоном, чтобы тот написал песню для саундтрека. "Doors" написали тему "L'America", которую Антониони отклонил.
См. также: