"Уединение всегда было полезно, - писал своей замужней сестре святитель Игнатий (Брянчанинов). - А сегодня уединение - одно из условий спасения".
Неспроста святитель делает акцент на уединении, а не на одиночестве. Кажется, близкие понятия, но они окрашены разным духовным подтекстом. Когда мы говорим об одиночестве, то чаще понимаем под этим некую тоску по обществу, неумение быть наедине с самими собой. Поверьте, для многих это огромная психологическая проблема. Наедине с собой неуютно, не комфортно, не радостно. Хочется в общество, хоть в стихию толпы, но туда, где люди. У меня была знакомая, которая буквально начинала болеть, если находилась в одиночестве. И, напротив, я знаю людей, которым в одиночестве комфортно. Они интересны самим себе. Это не эгоизм. Скорее, психологическая особенность - находить внутри себя темы, которые вдохновляют жить. Верующему человеку вообще не должно быть знакомом одиночество в негативном ключе. Верующему по-настоящему, глубоко, не по форме. Если по форме, тогда и такие верующие не могут совладать с одиночеством.
Тут важно разделить понятия: уединение и одиночество. Одиночество без уединения - катастрофа, болезнь. А уединение - что с одиночеством, что без него - зона комфорта.
Если убрать духовную составляющую и оставить чистую психологию, то уединению, на мой взгляд, нужно учиться с детства. В жизни это очень помогает.
Когда святитель Игнатий (Брянчанинов) упоминает, что сегодня уединение - одно из условий спасения, то он как бы ко всем нам обращается сегодняшним. Не только к сестре, а к каждому из нас, подверженному сильнейшей информационной агрессией. Продолжая мысль святого, можно сказать, что сегодня уединение - это одно из главных условий спасения людей, живущих в миру, но не в мире с самими собой и с соседями.
Как благостно уединение сегодня - не столько от людей, как проводников негатива, сколько от заряженной ложью и завышенными тревогами новостями. Да, их, конечно, тоже люди пишут. Но они уже давно соревнуются между собой в способности схватить человека "за горло" с первой строки и не отпускать его до последней. Совесть их не трогает гиппократовское "не навреди". Не говорю уже о золотом правиле любого писателя, журналиста: "Словом лечить, а не калечить". Теперь больше калечат. Потому слова святителя Игнатия звучат с особенной силой: "А сегодня уединение - одно из условий спасения".
А вам, друзья, комфортно уединение?