Часто не понимают разницы между методологом, методистом и педагогическим дизайнером.
Методист – это специалист, который планирует обучение или помогает преподавателям (тренерам) в подготовке учебных курсов.
Методолог – это специалист, разрабатывающий методологию, которую использует методист.
Педагогический дизайн – относительно новое для нас слово, во многих компаниях нет должности педагогического дизайнера. Многие задачи педагогического дизайнера выполняют методологи, методисты или HR-специалисты.
Требования к педагогическому дизайнеру
Сегодня педагогический дизайнер должен не просто знать, каким должен быть курс или тренинг, он должен применять принципы продуктового подхода, то есть, разрабатывать курс как продукт.
Основные знания, которыми должен владеть педагогический дизайнер:
- Теории обучения (бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, социально-когнитивная теория) и методологические принципы проектирования. Дизайнер не действует наугад, а исходит из конкретных знаний.
- Особенности целевой аудитории и принципы подбора форматов и инструментов под целевую аудиторию.
- Знание моделей педагогического дизайна (ADDIE, SAM), моделей проектирования логики обучения («Цикл Колба», 4C/ID, обучение «от успеха», «от проблемы», «от вызова»), моделей мотивации на курсе (SSDL, ARCS-V).
Какие же задачи выполняет педагогический дизайнер и каких ключевых компетенций требует такой специалист?
Педагогический дизайнер:
- Определяет потребности в обучении. Он изучает целевую аудиторию, определяет пробелы в знаниях, выявляет желаемые результаты.
- Выбирает оптимальный подход к обучению. Результаты анализа нужны, чтобы выбрать лучший в данном случае подход. Иногда это мощная обучающая программа, а иногда достаточно и краткой памятки или инструкции.
- Занимается разработкой образовательной программы. Если необходима образовательная программа, он продумывает ее формат и подбирает оптимальные методы.
- Готовит учебно-методические материалы. Для учебных занятий он подбирает задания, понятные аудитории, близкие к реальным ситуациям, с которыми участники сталкиваются в своей жизни. Это помогает подходить к выполнению заданий осознанно.
- Взаимодействует со стейкхолдерами. Это и заказчики обучения, и тренеры, и эксперты в предметной области, и лидеры команд. Всем им нужно объяснить выбор, обосновать контент и необходимость его переработки.
- Оценивает результаты обучения. Чтобы знать, достигнута ли цель, и двигаться в сторону улучшения, нужно анализировать результаты.
Самое основное
Рассмотрим самое важное и основное, что должен знать о применении педагогического дизайна разработчик курсов.
Во-первых, при разработке курса важно учитывать, что информация должна передаваться в доступной для учащегося форме.
Но есть кое-что важнее, чем сама передача информации – применяемость материала на практике. Достичь этого помогают принципы педагогического дизайна:
- Привлечение внимания.
- Объяснение задач и целей обучения.
- Обращение к имеющимся знаниям ученика.
- Представление материала.
- Руководство обучением.
- Закрепление знаний на практике.
- Обратная связь.
- Оценка успеваемости слушателей.
- Применение полученных знаний в новых ситуациях.