Найти тему

Неудачный портрет

Из зала мирового судьи, 1880 год

Купеческая вдова Евдокия Калиновская подала мировому судье 14-го участка жалобу на художника Дмитрия Вреддена, обвиняя его в оскорблении действием. Дело в том, что купчиха Калиновская захотела с себя снять «патрет».

Обращалась за советом к знакомым своим, которые ей и порекомендовали приезжего художника, господина Вреддена. Последний, по письменному приглашению Калиновский, явился к ней. Условились по цене, и художник начал рисовать портрет с Калиновский.

Сеансы были продолжительные и не столько утомительны для оригинала, сколько для художника, так как Калиновская ни одного сеанса не пропустила без того, чтобы не делать художнику замечания, вроде: «да ты, батюшка, замажь рябины-то мои… Аль не видишь, какая я рябая вышла… Можно и поприкрасить немножко». Напрасно художник уверял её, что если она рябая в натуре, то должна выйти такая и на портрете, - купчиха стояла на своём: «прикрась, да прикрась».

Один из сеансов, на котором Калиновская очень уж надоела художнику, был особенно несносен последнему. «Если вы будете приставать ко мне с вашими замечаниями да поправками, я брошу весь ваш портрет в помойную яму» - крикнул раздосадованный художник.

«Как? Лик-то мой ты бросишь в помойную яму?… Ах ты, немчура поганая!.. Обезьяна ты эдакая!!! Мазилка ты немецкая!!!..»

И пошла, и пошла… Чуть не с кулаками лезет на художника. Последний терпел, терпел, затем рванул полотно на несколько частей, пошёл на кухню, забросил его в помойное ведро, забрал с собой палитру и краски, и ушёл домой.

Разгневанная купчиха на другой же день подала на художника к мировому за «оскорбление действием».

На суде она только и твердила: «виданное-ли это дело? Лик мой, человеческий образ, божие подобие бросать в помойное ведро!..»

Судья: Полотно чьё было, ваше?

Калиновская : Нет, его

Судья: А краски ваши или художника?

Калиновская: И краски его

Судья: Вы ему вперёд денег ничего не давали?

Калиновская: Буду я этой немецкой мазилке деньги вперёд давать!..

Вредден в суд не явился. Мировой судья, не находя никакого оскорбления в поступке Вреддена, постановил: художника от суда освободить.

Калиновская: Значит, он и прав?.. Лик мой бросил в помойное ведро - и прав?! Да после этого что же? Всякой немчуре, всякой немецкой мазилке позволять делать что она хочет? Ах он, обезьяна эдакая!

Судья: Рассыльный, выведите эту даму вон из камеры!

(в публике смех)

1880

P.S. Спасибо, что дочитали до конца! Ваши лайки, комментарии и репосты помогают продвигать канал!