Французский фильм «Чёрный ящик» (2005) по уровню проработки сюжета и качеству заложенных в него смыслов во многом превосходит ленты Дэвида Линча, который (чего греха таить) под закат своей карьеры нередко халтурил.
В итоге «стараниями маэстро» родилось превратное представление о попытках построить сюжет на различных аспектах подсознания как о чем-то абсурдном, плохо структурированном потоке сознания, нередко неподдающемся анализу и буквальной трактовке.
Французский режиссер Ришар Берри ставит жирный крест на подобного рода допущениях. Для изложения своей позиции он избрал форму мнемо-триллера («Помни», «Машинист», «Останься»), который можно выводить из направления нуара, когда главный герой полностью или частично теряет свою память.
Потому название ленты вдвойне символично. Это и «чёрный ящик», и «нуарная коробочка» (что во французском звучит одинаково). Хотя надо в первую очередь подразумевать бортовой самописец, посредством которого можно восстановить некоторые события, случившиеся на борту самолета. Всё зависит лишь от метода «дешифровки».
Наше подсознание является подобным «чёрным ящиком». И то, что кажется абсурдным и нелепым, на самом деле обладает неумолимой и жесткой логикой – надо всего лишь подобрать «верный ключ». Зачастую даже мнимый «хаос» является порядком высшего уровня.
Попавший в автомобильную катастрофу Артур Зелигман активно бредит. Его бессмысленные фразы кажутся находившейся рядом сиделке в высшей мере интересными, а потому она их записывает. «Косить спагетти – хорошая работа», «Мрамор холодный» и т.д.
Пришедший в себя главный герой с удивлением взирает на подобные записи, не видя в них никакого смысла, однако не исключает, что оный всё-таки наличествует. А потому пытается расследовать трагическое происшествие, погружаясь в самого себя, так как уверен, что где-то внутри его памяти хранятся ответы на мучающие вопросы.
И действительно, несуразные фразы постепенно обретают смысл. Это подобно тому, как вы видите литературный роман с развернутым оглавлением, составленным из ключевых словосочетаний произведения. Если вы читали его раньше, то тут же в голове воссоздастся «объемная картинка». Но если видите впервые, то может показаться «диким салатом».
И ещё важным моментом в понимании сюжета является допущение, что каждый из нас состоит из трех личностей: 1. того, кем мы хотим быть 2. того, как себя воспринимаем 3. того, кем являемся на самом деле. И третья персона – «самая загадочная».
Неслучайно в фильме прозвучали слова: «Я никак не мог понять мое Я». Кроме криминальной тайны в кинокартине также наличествуют еще две темы. В-первых, «этика», что режиссер отразил в следующей своей ленте – «22 пули. Бессмертный». Во-вторых, цитатность творческого процесса. В мире культуры и искусства ничто не возникает из ничего. Здесь нет ничего спонтанного - всё обладает свои корнями и откуда-то произрастает. Что мы развиваем в теории, которая говорит о аллюзорности кинематографа.