Словосочетание "система образования" у многих наверняка набило оскомину: даже те, кто не имеет к ней отношения, не раз слышали эти слова с негативной коннотацией. В нашей стране сейчас ведётся много разговоров о реформировании этой самой системы, немало и делается на почве этого самого реформирования.
Но истина такова, что системы-то как таковой и нет. Есть какие-то зачатки системы, росточки новой на откровенно засохших ветвях старой. Хорошо это или плохо? Никак.
Существуют отдельно взятые школы, в которых системность работы налажена. Как правило, это школы, сохранившие старую систему с незначительными изменениями или создавшие новую усилиями всего коллектива во главе с администрацией. Остальные плывут по течению, пытаясь учить детей урывками, в перерывах между проведением мероприятий, спущенных сверху, и внедрением каких-то очень важных методик и стандартов.
Я работаю в образовании практически 11 лет. С самого начала абстрактно знаю, что "в школах всё плохо". Но для меня стало внезапным открытием, насколько всё на самом деле даже хуже, чем я предполагал. Некоторое время назад я тут писал про то, что школа постоянно врёт - так вот школа умудряется врать даже самой себе, а не только ученикам, родителям и обществу. Школа врёт самой себе, когда утверждает, что работает по какой-то системе. На деле нет никакой системы, кроме тотального вранья - а можно ли это считать системой, вопрос дискуссионный...
Пора бы уже солидным людям в высоких кабинетах договориться о том, чего им бы хотелось от выпускников школ, и создать действительную систему образования, в которой всё будет ясно; в которой учителям не придётся объяснять родителям, почему их дети не могут списывать с ГДЗ и "смотреть время" в телефоне каждую минуту урока; в которой родителям не придётся выяснять у учителей, для чего они требуют от детей мыслить во время урока и давать осмысленные устные ответы по пройденным темам; в которой девиантное поведение школьника на уроках приведёт к неотвратимому переводу в коррекционный класс и принудительному общению с психологом, потому что только специалист способен понять, здоров ли ребёнок или таким образом у него проявляется какой-то хитрый диагноз, который нужно лечить...
Нет, я вполне понимаю, что этого не произойдёт. Солидные люди считают, что школа как-нибудь сама справится. Они искренне не замечают проблем с системой, которой нет: даже постоянное снижение уровня выпускников, о котором трубят преподаватели ВУЗов, не кажется им сигналом о том, что всё катастрофически плохо - они убеждены, что если накормить и напоить эту дохлую лошадь, то она ещё вспашет не один гектар колхозного поля...
Но чудес не бывает. Дохлая лошадь - система школьного образования в России - уже не вспашет ничего. Нам нужна новая лошадь. Кормить старую бесполезно. Правда никто не сможет гарантировать, что новая - даже если её действительно приведут - не будет хромой на все четыре ноги и гривой не выдастся... Более того - именно такой она и будет у тех, кто столько лет пытается стегать кнутом и пришпоривать сапогами дохлую лошадь.
Но это уже совсем другая история. А совсем скоро "дембель" у очередного поколения отмучавшихся всадников дохлой лошади. Они сдают великие и ужасные экзамены, которые стали смыслом обучения в старших классах, и отправляются во взрослую жизнь. Ура, товарищи!