Найти в Дзене

Примеры работы психики здоровой и больной в одной и той же ситуации

Оглавление

Мы не видим, как работает наша психика.

Осознать свои мысли очень сложно. Часто мы их не фиксируем критично и осознанно, а скорее слепо идем на поводу у привычного внутреннего диалога.

Диалога, который может нас поддерживать и быть сильной опорой, а может и сбивать с пути.

Поэтому решила разместить один из классических экспериментов патопсихологии, где ярко видно именно активность психики, четко отделенную от самого события, от реальности.

Чуть поясню, что патопсихология - это раздел психологии, который изучает причины психических нарушений (как и почему что-то "ломается" в психике и при каких условиях можно "починить").

Ситуация исследования

  • В звукоизолированную комнату подаются разные звуки,
  • и участников исследования просят рассказать об услышанном.

Материалы для прослушивания

Подаются на одинаковой громкости (15 децибелл), общее время эксперимента 25 минут.

1 часть (55 сек, однотонные звуки с перерывом в 5 сек)

  • перелистывание страниц, булькание воды, тикание часов, шум дождя, трение металлических пластинок, дыхание человека, морской прибой и др.

2 часть (коротко, на фоне тишины, аритмично)

  • кашель, стук в дверь, бой часов, шаги, всплеск воды, свист, всхлипывания и др.

Отчеты об услышанном:

У здоровых участников эксперимента

78% звуков распознано правильно. Начиная с общей гипотезы, человек всё более конкретизировал описание:

  • "Что-то похоже на шуршание бумаги, да, похоже, как перелистывание страниц".

При звуке трения алюминиевых бобин со звоном участники исследования так опознавали звук:

  • "Шум... шумит... как это объяснить... как будто где-то работает станок... я училась на токаря... нет, это шлифовка... это звенит что-то".
  • "Жесть какая-то... колеблется жесть и звенит".

У больных с реактивными депрессиями

Важно, что люди слышали звуки правильно, но не могли сложить общую "картинку", она как бы распадалась у них на составляющие, не могли опознать звуки:

  • "Тихий ритмичный звук с постукиванием" - за 55 сек прослушивания так и не узнает тикание часов.
  • "Ясный такой с блеском звук" - не узнает булькание воды.

У больных с галлюцинаторно-параноидным синдромом

Происходило чередование правильного восприятия с искаженным, преимущественно с вкраплением вербальных галлюцинаций.

В перелистывании страниц слышится:

  • "Ты дрянь... ты дрянь..." с объяснением больной "Так они говорят".

При звуках журчания воды:

  • "Пойдем поплаваем". На уточняющий вопрос психолога поясняет: " Так слышно... какой-то человек кого-то приглашает".

При звуках уличного шума:

  • "Снова слышу шум, не пойму что - может быть поезд?" - и далее произносит резким тоном: "Я тебе дам поезд!". И поясняет "так говорит кто-то".

У людей, переживших алкогольный психоз

Многие слышали музыку, песни. Возникали зрительные обманы, разворачивались целые сцены.

К примеру, в звуке трения участник исследования услышал песню и описывал, как одеты певицы, описывал цвет платьев.

При реактивных состояниях истерического характера

Сначала, как и у здоровых, происходило узнавание привычных, знакомых звуков.

Потом участники исследования погружались в припомнившуюся им или вымышленную ситуацию, и все остальные звуки как бы подтягивались в эту ситуацию.

Не буду приводить развернутые примеры, чтобы не утомлять.

Общим у всех больных было:

  1. Что они плохо распознавали сами звуки. Могли назвать начало и конец звука, но гипотезы были однообразны "какое-то шорканье", "шум какой-то". То есть человеку было трудно распознать происходящее, что именно происходит в реальности.
  2. При этом психика активно дорисовывала то, чего в реальности не было.

Исключение составляли люди с депрессией, у которых картинка реальности вроде бы воспринимается, но не собирается во что-то единое и осмысленное, остается "пустым" набором ничего не значащих звуков.

Конечно, у здоровых людей мы не увидим таких ярких проявлений. Я рассказываю результаты исследования именно при серьезных нарушениях психики, чтобы показать крайние случаи, как это бывает при значительных нарушениях.

Про возможные искажения важно знать, т.к. в напряженные моменты жизни, при стрессовых нагрузках, даже очень здоровая психика может неправильно работать просто от усталости, от наплыва информации.

Вывод из этого простой

Очень полезно иногда себя спрашивать:

  • Что было в реальности, какой факт, какие обстоятельства я увидел(а)?
  • А что является интерпретацией этого факта? активностью моей психики?

Сильная здоровая психика

близка к реальности, что и является основной причиной её эффективности.

Чем более нарушена психика

- тем дальше она от реальности,

и тем труднее что-то изменить в жизни,

потому что со своей реальной жизнью человек мало контактирует и мало управляет процессами:

  • жизнь как бы идет сама по себе,
  • а человек "живет в своей голове", не соприкасаясь в реальностью.

Переходя к нашей теме ограничения питания, ради чего и приводила такое длинное описание вариантов искажений. При легком чувстве голода ситуацию можно самому себе рассказать так:

Да, мне сейчас хочется съесть что-то ещё, но похудеть мне хочется больше.

И всё!

Ситуация описывается именно так.

Но как часто мы не останавливаемся на таком описании и хотим в него добавить что-то ещё, что сделает состояние легкого голода почти непереносимой мукой?

Где в ситуации факты,

а где наше "добавление" в неё разных дополнительных "нагрузок"?

  • Если легкий голод - это ожидаемое чувство на сокращенной калорийности рациона, если мы сами хотим стройности и сами выбрали эту цель, и согласны с ней, то от дискомфорта легко отвлечься и переключиться на разные другие события жизни.
  • А если внутренне мы не согласны с ограничениями калорийности, если нам плохо из-за каких-то других обстоятельств (помимо сокращенного рациона), то в исходную проблему легкого голода "влетают" размышления и воспоминания, которые доводят ситуацию до непереносимости с дальнейших отказом от диет, от стройности, и далее - от хорошего отношения к себе, от веры в себя и т.д.

Видя работу своей психики, мы можем её менять и корректировать, чтобы наши планы реализовывались и мечты сбывались!

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.