Эта операция была проведена в мае 1970 года и вошла в историю мировых ССО. Спецназу ГРУ удалось сделать невозможное, угнать сверхсекретный американский вертолёт. Сейчас расскажу как это было.
Вернёмся чуть назад.
В 1965 году совершил свой первый полёт, первый в мире специализированный боевой ударный вертолёт, произведённый компанией Bell Helicopter - AH-1 (Cobra). Советские конструкторы подняли в небо наш МИ-24 только спустя четыре года, в 1969.
Американцы, за четыре года использования успели испытать, доработать машину и выпустить новую модификацию с улучшенным вооружением, которую назвали Super Cobra. Для "боевого крещения", чтобы испытать её в реальных боевых условиях, в Пентагоне решили отправить 5 образцов во Вьетнам. Три из них постоянно "работали" по позициям "севера", а два образца стояли в запасе, на случай поломки или боевой потери рабочих.
Ввиду болтливости вьетнамских союзников и неудобства доставки с моря вооружений для Супер Кобры, место стоянки секретных вертолётов выбрали на территории Камбоджи, в глухой деревне с подлётным временем около тридцати минут. Стоянку назвали "Летающий Джо".
ГРУ СССР получило первые достоверные сведения о новых машинах противника только в 1970.
Угон "Кобры".
В мае первая группа бойцов спецназа ГРУ ГШ прибыла во Вьетнам. Чтобы увеличить эффективность группы, через два дня туда же отправились несколько офицеров 42-го морского разведывательного пункта (Холуай), которые, кроме диверсионных действий, обладали навыками вождения морской и воздушной техники (вертолёты и лёгкие самолёты типа "Цессна", см.фото)
В день операции, как и двое суток до этого, в Камбодже, у "Летающего Джо", не прекращаясь лил тропический ливень, что ставило под угрозу выполнение приказа.
За сорок минут до условного времени ливень стих и бойцы выдвинулись на исходную позицию. После осмотра местности стало понятно, что визуально невозможно определить местонахождение искомых вертолётов. Как потом выяснилось, их спрятали от дождя в ангар. Это ещё больше осложнило выполнение задания. Но спецназ всегда выполняет поставленную задачу.
За три минуты была снята охрана периметра, через 25 минут 2 вертолёта уже взлетали, а три весело полыхали облитые керосином. После этого большая часть "спецов" тихо удалилась пешком, так же как и появилась у стоянки. А "летуны" посадили трофеи у городка Плей-Кан и передали в руки советских военных спецов.
Ни одна сторона не подтверждала и не опровергала факт проведения данной операции, а в Пентагоне так и вовсе, "никто не знал об угоне до самого конца холодной войны".
Поэтому, для пытливого читателя и особенно для "злейших друзей", которые несомненно набегут в комментарии, как и на предыдущие статьи касаемые "успехов" американской военщины несколько фактов (документально подтверждённых).
- После "полыхания у Летающего Джо", Пентагон заказал "полную модернизацию "Кобры" до последнего винтика всей начинки" и в 1974 году вышла новая "Кобра" - AH-1S Cobra.
- в 1971 году был доработан советский МИ-24А, усилена бронезащита пилота, остекление стало сферическим, вышел МИ-24В.
- в период 1970-73 гг. во Вьетнаме, американцы безвозвратно потеряли около трёхсот машин "Кобра" (!)
Думаю эти факты убедительно говорят, что спецназ ГРУ всё-таки поймал "Кобру". Вы как считаете?
#историиизжизни #историиизжизнисюмором