Найти тему

Как «Коридор смерти» спас блокадный Ленинград от голода

В 1943 году эта железная дорога стала основным путем снабжения голодающего города продовольствием. У немцев она была на виду и полностью открыта для артиллерийского обстрела.

Целых шестнадцать месяцев Великой Отечественной войны Ленинграду пришлось выживать в плотном окружении, организованном немецкими и финскими войсками. Единственная связь города с остальной частью СССР была через «Дорогу жизни», пролегавшую через замерзшее Ладожское озеро, которая, однако, не могла полностью удовлетворить все потребности большого города.

-2

Многочисленные попытки снять блокаду голодающего Ленинграда не увенчались успехом, пока, наконец, в начале 1943 года Красной Армии это не удалось. 18 января в ходе операции «Искра» советские войска прорвались на южный берег Ладожского озера и создали сухопутный коридор длиной 33 км и шириной всего 11 км, который соединил многострадальный город с большой землей.

-3

Ленинград отчаянно ждал поезда с продовольствием. Бои еще не закончились, а советские строители уже приступили к строительству здесь железнодорожной ветки, получившей официальное название «Дорога Победы». Между тем многие знали его под другим названием — «Коридор смерти».

-4

Как ни старались, Советы не смогли расширить освобожденный плацдарм, и им пришлось полагаться на узкую полосу земли для прокладки железнодорожных путей. Крайне заболоченная и сильно пересеченная местность хорошо просматривалась с удерживаемых противником Синявинских высот (Красная Армия овладела ими только в сентябре 1943 г.) и находилась под постоянным огнем противника.

-5

Работы начались 22 января, всего через четыре дня после прорыва блокады, во время метелей и постоянных обстрелов. «Снега было по пояс, было морозно и под снегом журчала вода, — вспоминал командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. — Машины не могли проехать. Использовались трофейные мешки. Люди насыпали в мешки землю и на своих плечах тащили ее к железнодорожным путям. Грунт также возили на санях. Даже немецкую тележку приспособили для перевозки земли. Сделали насыпь, но она стала погружаться в болото. Приходилось сначала класть сланцы на торф, а потом насыпать сверху землю. Нам не хватало дневного света; люди работали по ночам».

Кроме того, нужно было построить железную дорогу через Неву. 24 января началось строительство маловодного моста без судоходных пролетов. Через некоторое время в 500 метрах ниже по течению начали строить еще один мост, восьмиметровой высоты, способный пропускать корабли.

Атаки противника на эти мосты практически не прекращались. Пока одно поврежденное сооружение восстанавливалось, в дело вступал его двойник.

Первый эшелон с продовольствием прибыл в Ленинград 7 февраля. Составы отправлялись ночью, а грузы отправлялись и в обратном направлении — еще работавшие в городе заводы снабжали фронт своей военной продукцией.

Многие строители, служащие и охранники железной дороги предпочли неофициальное название «Коридор смерти» официальному. При его строительстве не было дня, чтобы под огнем противника не погибло несколько десятков человек.

-6

Люди гибли даже после того, как этот важный логистический маршрут полностью заработал. Для минимизации потерь на дороге появились женщины-регулировщики с фонарями, которые, скрывая свет от вражеских наблюдателей, предупреждали машинистов о повреждении пути или разрушении идущего впереди поезда.

Самым опасным участком дороги считался 30-й километр, где заканчивался лес и начиналось мелкое кустарниковое поле. Там советские поезда были как на ладони, заставляя машинистов проезжать как можно быстрее.

-7

«Действовали следующим образом: при движении по лесу набирали большую скорость и, выехав на открытое место, закрывали регулятор, — вспоминал водитель Василий Елисеев, — За это время уголь в топке сгорел таким образом, чтобы не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и несколько километров поезд ехал по инерции. Тогда нам пришлось открыть пар. Увидев это, фашисты сразу же открыли огонь. Снова поезд пришлось сильно разогнать, потом снова закрыть регулятор и какое-то расстояние он должен был пройти по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентацию, прекратили огонь, пока снова не нашли цель. А водитель без устали повторял свой маневр, играя со смертью».

Весной, кроме немцев, появился еще один враг - таяние снегов. «Дорогу Победы», проложенную по замерзшим болотам и ручьям, стало затапливать. День и ночь под вражеским огнем рабочие восстанавливали железнодорожное полотно, и поезда должны были идти по воде, почти как амфибии.

Ленинград сразу почувствовал ценность «Дороги Победы». Один поезд доставил в город больше еды, чем могла доставить «Дорога жизни» за целый день.

С февраля 1943 г. до полного снятия блокады в январе 1944 г. по этой уникальной железной дороге прошло 4729 поездов. На его долю пришлось 75 процентов всех грузов, доставленных в город (25 процентов отправлено через Ладожское озеро).

После восстановления железнодорожного сообщения на освобожденных территориях в марте 1944 года «Дорога Победы» прекратила свое существование. За весь период ее эксплуатации противником было уничтожено полторы тысячи локомотивных единиц. Только убитых железнодорожников было немногим меньше двухсот, а число отдавших свои жизни строителей, солдат и эвакуированных мирных жителей и по сей день не поддается исчислению.