К пятому занятию у Гоши пошла первая положительная динамика, которая заметна по увеличению спонтанных звуков речи у ребёнка. С этого момента все новые звуки и буквы вводим только через речевые ситуации! Ни один звук не произносим на занятии просто так, обязательно привязываем его к предмету или к грамматической категории.
Через месяц после начала работы с Гошей у нас в ходу 16 табличек с тактильными буквами: А, О, У, Э, Ы, И, Я, М, Б, П, В, Ф, К, Г, Х, Й.
У нас уже есть некоторый запас речевых навыков. Значит по структуре материал на занятии можно смело делить на три основных раздела: повторение, насущный материал, задел на будущее.
Группировка дидактических пособий по разделам
Повторение
В этой зоне у нас находится материал по наработке первичного предметного словаря. Мы уже связали некоторые предметы с буквами. Повторяем и закрепляем их. Кроме этого добавляем новые предметы и игрушки на те же буквы.
Насущный материал.
В зоне нашего активного внимания находятся первые наработки диалогового поведения. Мы уже ввели жест ладошкой по груди на вопрос: "Где Гоша?" Расширяем ситуации с подобными жестами.
Там-тут.
Готовим две таблички, как на фото. Слово "там" размещаем на небольшом удалении от ребёнка, чтоб не мог достать рукой. "Тут" кладём прямо перед ним. На фото для примера размещены картинки, а для настоящей заинтересованности малыша нужно взять несколько крайне важных для него игрушек.
Для Гоши мы приготовили машинки. У мальчика есть указательный жест по направлению к предмету, который ему нужен. Он активно требует криком размещённые на удалении машинки. Мы с мамой тоже машем руками в сторону слова "там" и говорим: "Там машинки. Где надо?" Гоша возмущён, мама берёт его ручку в свою и хлопает ладошкой по табличке "тут". В ту же секунду перемещаем игрушку перед мальчиком.
Союз "И" со словом "пара"
Очень рано вводим союз "И". Он позволяет удерживать внимание ребёнка на три речевые единицы.
Опишу диалоговую ситуацию.
Подбираем несколько пар одинаковых игрушек. Делите их на две части: одна у вас, другая у ребёнка. Вы берете игрушку и спрашиваете: " Где пара?" Малыш ищет такую же игрушку. Вы ставите на стол свою и говорите, например, "белочка", показываете на союз "И", помогаете ребёнку сказать этот звук. Он произносит "И" (как получится), потом ставит свою белочку рядом.
Теперь у нас есть три речевые конструкции для подготовки к диалогу со словом "где":
- Где Гоша? - ответный жест ладошкой по груди.
- Где надо? - хлопок ладошкой по табличке "тут".
- Где пара? - ответная реакция со звуком "И", следом выбор парной игрушки.
Жест к слову "Да"
Мы начали учить жест "Да", собирая рамки (типа досок Сегена). Расширяем спектр заданий для работы с этим жестом. Удобны для этой цели игры на соотнесение по цвету или форме. На фото пример такой игры. Игрушки по цвету соотносим с геометрическими фигурами. Пока всё подбираем без намеренных ошибок, провоцируем только кивок "Да". Если ребёнок пытается повторить само слово, поощряем и радуемся!
Игрушки должны найти свои домики по цвету. Нашли домик, мы спрашиваем у ребёнка "правильно?", помогаем ему кинуть головой и подбираем по цвету " печеньку" для игрушки. Хорошо подходят на роль "угощений" цветные крышки от детского питания.
Можно посмотреть в демонстрации все описанные игры.
Следующий ролик поможет понять, как происходит формирование диалогового жеста "Надо тут" на реальном занятии. Жест получился первый раз, тренировали дома 5 дней.
Задел на будущее
Фразы с "Я"
В этом разделе размещаем то, что ожидаем в зоне ближайшего развития. Это фраза из двух слов с местоимением "Я". Мы двигаем игрушку по табличке и говорим " Я бегу". Ребёнку, зажимая носик, помогаем сказать звуки "А" (пока "я" не получится) и звук "У" из окончания глагола.
Словарь прилагательных, их грамматический образ
Учим слушать и произносить последние буквы в прилагательных. Кроме названий цветов добавляем такие качества, как мягкий-твердый. Выбираем две игрушки разного цвета (любой цвет). Игрушки должны отличаться по твёрдости. На фото пластмассовая черепашка. Берём её в руки и стучим панцирем об стол. Говорим "твёрдая", зажимаем ребёнку носик, чтобы он произнёс последний звук (получится "а"). Затем союз "И". Ребёнку помогаем, зажимая носик и слегка растягивая его губы в стороны. Потом называем цвет игрушки. Ребёнок опять озвучивает только последний звук. Вторая игрушка - мишка. Мнëм его ручкой ребёнка и говорим " мягкий". Малышу зажимаем носик и его пальчиком нажимаем на нижние зубы, провоцируя звук "Й". Принимаем любую вокализацию.
Жест - пальчик на нижние зубы - используем на три звука: [К, Г, Й] .
На этом этапе вводим новую букву "Й".
Итак, мы взяли сразу пять игр. Не нужно отрабатывать их все каждый день. На ежедневную работу берём повторение 5-6 звуков с буквами и одну из игр. На следующий день другие 5-6 звуков и очередную игру. Игрушки лучше менять каждую неделю, может и раз в 5 дней, по настроению ребёнка.
Программа 3-го шага рассчитана примерно на месяц. Затем будет корректироваться в зависимости от речевой динамики у ребёнка.
Ещё раз подчеркиваю: не ходим по кругу, постоянно выстраиваем вектор движения вперёд. Совершенство и законченность не являются задачами первого этапа вызывания речи. Его задача - способствовать образованию максимально возможного количества нейронных связей в речевых зонах коры.