Товарищ Си уехал. И пока армия аналитиков обсуждает итоги визита и строит прогнозы относительно перспектив сотрудничества России и Китая, реальная экономика и реальное сотрудничество между нашими странами продолжает свое развитие. Как и многое в нашей жизни, бизнес состоит из массы рутинных задач, которые приходится решать каждый день. Если мы говорим про сотрудничество с китайскими (да и со всеми) партнерами, очень часто возникает масса различных неприятных вопросов: качество, сроки поставки, графики платежей, задолженности… Кто работал, тот знает. Недавно проводил переговоры с главой московского филиала одной крупной китайской компании (сферу и нюансы умышленное не называю). Обсуждали решение проблемы, связанной с просрочкой платежей китайцами и образовавшейся задолженностью. За несколько часов общения ситуацию удалось сгладить.
Часто можно услышать вопрос, «в чем особенность китайского менталитета?», «как вести переговоры с китайцами?» или даже «как добиваться успеха в переговорах с партнерами из Поднебесной?». Складывается впечатление, что кто-то пытается сделать из этого тайное знание. Будто бы существуют универсальный метод, который позволяет всегда добиваться положительного результата. Получается такая масонская ложа от псевдокитаистики.
Я не знаю такого метода, но за свою более чем десятилетнюю практику общения с предпринимателями из Поднебесной я вывел одно главное правило – нельзя позволять вашему партнеру «потерять лицо». Да – это чисто китайский термин. Даже если партнер ошибся, не прав, допустил брак, просрочил платеж – нельзя припирать его к стенке. Если вы правильно и корректно излагаете свои доводы, человек в 90% случаев согласится с вами и попытается найти пути решения сложившейся ситуации. Но если вы будете его давить, а еще хуже пытаться унижать и загонять во время переговоров в угол ничего кроме агрессии это не вызовет. Четко продумывайте свою аргументацию и всегда будьте корректны. Эмпатия и взаимное уважение – лучше помощники в решении проблем и выстраивании взаимовыгодных отношений.