Как мы уже выяснили в прошлой части (№3) итальянские подводные лодки покинули Красное море, но рядом находился еще один ТВД, в котором, как предполагалось, итальянцы могли бы себя проявить - это Индийский океан. Поэтому несмотря на конкретный "географический оттенок" в названии статьи, сейчас речь пойдет именно о новом районе. Кто пропустил всю историю - начало ЗДЕСЬ, вторая часть ТУТ, а третья - ТАМ
...Итак, после ухода лодок из Массауа там осталось семь миноносцев и эсминцев, а также торпедные катера. Бои за военно-морскую базу шли неделю, с 1 по 8 апреля, причем торпедный катер «МАС-21» попал торпедой в легкий крейсер «Кейптаун», который увели на буксире. После падания столицы Эритреи все корабли, которые не затопили на месте, ушли в море. Однако уйти в Индийский океан было уже невозможно, время было упущено, британцы их ждали - все они были потоплены в ближайшие дни авианосными самолетами «Свордфиш» с авианосца «Игл», действующими с аэродрома в Порт-Судане. Правда два старых шлюпа, которые ушли сразу за подводными лодками, успели проскочить в Японию, придя 23 марта в порт Кобэ.
Общие результаты действий итальянских морских сил в Красном море очень точно отражает высказывание из официальной истории операций английского флота во Второй Мировой войне – «Угроза судоходству в Красном море со стороны итальянского флота оказалась иллюзорной».
Больше итальянцы в Красном море не показывались, но подводники совершили несколько походов в Индийский океан (как было отмечено ранее). Итальянские подводные лодки ходили с транспортными рейсами в Японию со стратегическими грузами, а три похода выполнили для борьбы на коммуникациях.
Например, «Луиджи Торелли» покинула Бордо 18 июня 1943 года. На борту она несла 130 т ртути, специальную сталь в полосах, станки 20-мм орудий и образец новой 500-кг авиабомбы (!). Около о.Святой Елены лодку атаковал самолет и хотя повреждений корабль не получил, атака заставила изменить маршрут на более длинный. Топлива на переход стало не хватать, вначале «Торелли» пытались заправить с другой лодки, а потом на помощь пришел старый знакомым еще по Красному морю колониальный шлюп «Эритрея». 26 августа 1943 года лодка вошла в порт Сабанга на Суматре. После капитуляции Италии ее захватили японцы и отдали немцам, а после капитуляции немцев снова забрали себе. Уже после окончания войны в 1946 году лодку затопили американцы.
Для справки: Большая подводная лодка "Луиджи Торелли", тип "Маркони" , водоизмещение: 1036/1465 т, 76,5х6,81х4,72; мощность ЭУ (2 дизеля/2 электромотора) - 3600/1500 л.с., запас топлива - 118 т (соляр), скорость - 17,4/8 узла, дальность плавания - 10500 (8) миль/110 (3) мили, вооружение - 2х1-100-мм/47, 2х2-13,2-мм пулемета, 8-533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых, 16 торпед), экипаж - 50 человек
В октябре 1942 году в первый боевой поход из Бордо вышла лодка «Адмиралльо Гагни» капитана 2 ранга Лианназа. Она выполнила рекордный для итальянского флота поход - 136 дней без остановки, придя обратно только в феврале 1943 г. Правда такой рекордный дальний поход дал минимальный результат. 29 ноября у мыса Доброй Надежды потоплен греческий танкер «Арго» (1920 года постройки, 1995 брт), правда Лианназа доложил о потоплении судна в 5500 брт, ну, "с кем не бывает", )).
Для справки: Крейсерская подводная лодка "Адмиралльо Гагни" (головная в серии из 4-х единиц), водоизмещение: 1480/2136 т, 87,9х7,8х5,7; мощность ЭУ (2 дизеля/2 электромотора) - 4370/1800 л.с., запас топлива - 180 т (соляр), скорость - 17/8,5 узла, дальность плавания - 10700 (12) миль/107 (3,5) мили, вооружение - 2х1-100-мм/47, 2х2-13,2-мм пулемета, 12-533-мм ТА (8 носовых, 4 кормовых, 36 торпед), экипаж - 85 человек
Все же этот район сулил большие перспективы и для следующего похода выбрали лодку «Леонардо Да Винчи», однотипная "Луиджи Торелли" (тип "Макрони"). Ею командовал капитан-лейтенант Джиафранко Газзана - один из лучших подводников Италии.
20 февраля 1943 года «Де Винчи» вышла из Бордо в Индийский океан. По дороге в Южной Атлантике она потопила 14 марта самое крупное судно на счету итальянских подводников – английской лайнер «Эмпрес оф Канада» (1922 года постройки, 21517 брт) и 19 марта – английский пароход «Лулворт Хилл» (1940 г.п., 762 брт).
Второй поход получился немного короче первого, 120 дней, и завершился 23 мая 1943 года, но результат оказался лучше. За восемь дней широко применяя торпеды и артиллерию Газзана потопил 4 больших транспорта. Начал он с голландского парохода «Сембилан» (1922 г.п., 6656 брт). Атака произошла юго-восточнее Дурбана, куда «голландец» вез боеприпасы. От взрыва погиб весь экипаж, спасся один человек из 86. На другой день, 18 апреля итальянец встретил английский пароход «Манаар». Это был совсем новый «либерти» постройки 1942 года, водоизмещением 7242 брт, приписанный к Ливерпулю. Через три дня, 21 апреля 1943 года торпеды и артиллерия «Да Винчи» послали на дне еще один «либерти», но американский – «Джон Прайтон» (1942 г.п., 7177 брт). Последней добычей стал большой английский танкер «Дорисса» (1938 г.п., 8078 брт).
Но радость от большого успеха была не долгой. В конце обратной дороги 23 мая у испанского мыса Финистерре итальянскую подводную лодку потопили английские корабли - эсминец «Актив» и фрегат «Несс». Газанна с личным счетом 97000 брт стал лучшим подводником, был награжден «Золотой медалью» и немецким Рыцарским крестом. Кроме него только еще один итальянский подводник получил такой крест.
Третий поход «в Индию» получился совсем коротким. Снова в море вышла «Адмиралльо Гагни», но на 19-й день похода на борту получено сообщение о перемирии, и 20 сентября к полному удивлению союзников итальянская лодка пришла сдаваться в Дурбан. Молодцы итальянцы - дисциплина и порядок прежде всего! Все как положено, в лучших традициях Капоретто.
Потом эту субмарину британцы в 1943-1944 годах использовали для тренировок сил ПЛО. Так завершились действия подводного флота Италии в Красном море и Индийском океане.
Итоги: Результаты получились совсем не те, что ожидались. Было потоплено семь торговых судов в 42051 брт, один шлюп и один эсминец. Из десяти лодок, оперировавших на этих просторах, три погибли в Красном море и одна захвачена в плен, еще одна потоплена на обратной дороге из Индийского океана и одна сдалась при перемирии. Оставшиеся четыре ушли из Африки в Бордо. Но с другой стороны результат не кажется таким уж плохим, если учесть, что в «родной вотчине» - в Средиземном море, было потоплено 69301 брт, то есть всего на одну треть больше, зато было потеряно 65 (!) итальянских лодок (против шести!)
Сравнение говорит само за себя. Кто знает, может такой результат, потому что Супермарина не вмешивалась? (шутка)
P.S.По материалам П.В.Боженко