Самое любимое занятие нашего дизайнерского сообщества – обсуждать «тренды»: тенденции сезона в области цвета, формы и материалов, увиденные на интерьерных выставках. Об этом ведутся инстаграм-блоги и вебинары, об этом устраиваются платные и бесплатные лекции «по итогам». Об этом делаются тематические подборки в журналах и на сайтах. И всё это – ВСЁ ЭТО – абсолютная, вредная чушь. Ну так, по крайней мере, считает Евгения Микулина.
Здравствуйте, дорогие друзья – в эфире новая порция очень субъективных букв от меня. На этот раз – на очень, очень важную для всего нашего дизайн-сообщества тему трендов. Вот этих вот «последних тенденций в дизайне интерьера», которыми постоянно пичкают своих читателей интерьерные медиа. Ну вы видели эти страницы и подборки из серии «новый пуф марки ХХХ и ещё 4 пудровых предмета для дома» – красивые страницы, на которых пуф поставлен на ковёр, рядом с ним помещена подушка, фарфоровая свинья-копилка, и зубная щётка, – потому что она правильного оттенка. Этим же «актуальным тенденциям» посвящены лекции и вебинары, которые читают дизайн-сообществу различные гуру и основатели дизайн-лекториев имени себя. А также лекции и вебинары, которые проводят дизайнеры друг для друга – ну из разряда: «Я только что вернулась с выставки Maison et Objet и заметила, что все ножки латунные, а спинки диванов в полоску, а цвет года – лаванда с плесенью! Смотрите ежедневные подборки в моем инстаграме, а Дцатого числа приходите на лекцию в салон YYY!»
Все в мире интерьерного дизайна помешаны на трендах. Их высматривают, обсуждают, о них спорят. На это тратится куча времени и сил. А ещё дизайнеры – особенно юные – руководствуются этими самыми трендами и «цветами года», когда оформляют реальные интерьеры для реальных, живых заказчиков. И всем кажется, что это нормально – и медиа выходят с заголовками типа: «В интерьере однушки в Орехово-Кокосово видны все тенденции Миланского салона: бархат, тусклое золото и зеркальный пластик со стразами».
А вот это уже, коллеги, беда. И дело даже не в том, насколько уместно тусклое золото со стразами в однушке: у талантливого дизайнера и не такое прокатит. Дело в самой идее, что человеку, заказавшему дизайн для однушки в Орехово-Кокосово (интересный наверное человек, кстати), вообще нужно внедрять в интерьер что-то модное и односезонное. Да фиг с ней, с однушкой на окраине – что вообще в интерьер живого человека, живи он хоть во дворце, хоть в лофте, нужно вводить что-то, увиденное на дизайнерской выставке.
Потому что то, что вы видите на дизайнерской выставке – ну когда всё вокруг вдруг оказывается с плетёным абажуром или зелёным и бархатным, – это не какое-то великое наитие, которое мебельным производителям ангел с небес спустил. Это – расширенное торговое предложение.
Поясню цепочку: значимый в индустрии человек, Старк или Уркиола или Вандерс, делает для большого бренда какую-то вещь. Она заметная, яркая и клёвая. Но, чаще всего, дорогая. И после того, как эта вещь показана, другие бренды, попроще и подешевле, делают свои версии этой вещи, беря её самые заметные черты. Общий контур, цвет или материал. И мы, приехав на выставку, видим павильоны, заполненные такими вот «репликами» одного заметного предмета.
Так Zara и H&M копируют Prada – чтобы женщина с любым достатком имела возможность купить пальто модного силуэта.
Так средние марки заполняют павильоны предметами «в тренде», чтобы дизайнер интерьера купил у них диван, похожий на тот диван, что его заказчику не по карману. И чтобы получилась у него (у дизайнера) в интерьере картинка, похожая на каталог дорогой фабрики, и чтобы всем его коллегам понравилось, и в журнале напечатали с хештэгом «цвет сезона».
Давайте определимся раз и навсегда: интерьеры делаются не для инстаграма дизайнера, не для оценки коллегами, не для публикаций в журналах. Интерьеры делаются для живых конкретных людей. И эти люди не обязаны жить жизнь с фиолетовым бархатным диваном только потому, что такие диваны «в тренде». Бывает, конечно, что человек и правда хочет то, что случайно оказывается «актуальным». Но чаще всего несчастные, доверяющие дизайнеру, внушаемые люди просто «ведутся» на то, что им показали.
А им потом с этим жить. Годами. ГОДАМИ. Всю жизнь. Потому что диван – не сарафан, интерьер – не модный look. Их невозможно менять каждый сезон, поскольку «этот цвет больше не актуален и теперь все носят бирюзовое».
Слово «тренды» к области интерьеров не применимо. Вообще. Совсем. Забудьте его. Запретите себе мыслить категориями «цвет сезона», «модный материал» и «стиль диско-ретро-бохо-шмохо», когда проектируете чужую жизнь. Лучше вспомните слова «пропорции», «колорит», «эргономика», «комфорт» и «вкус».