Найти тему

Жизнь с РАС: как поддерживать чистоту и гигиену?

В зависимости от степени тяжести расстройство нарушает повседневное функционирование и может сильно повлиять на самостоятельную жизнь. Такие задачи, как приготовление пищи, уборка, поддержание личной гигиены и работа, становятся сложными задачами для аутистичных взрослых. И детям с РАС становится трудно превратиться в полноценных взрослых. Это может занять десятилетия. Поэтому важно начать обучение заранее. А лучше сразу с детства. Это должно статт часттю повседневной рутины и приоритетной задачей взрослеющего человека.

Как аутизм влияет на повседневную жизнь

Навыки повседневной жизни включают в себя личную гигиену и развитие, управление деньгами, приготовление еды и другие вещи, которые помогают поддерживать чувство общего благополучия. Это важные жизненные навыки, которые для большинства людей являются естественными, но их довольно сложно выработать аутисту. Это связано с тем, что существует множество фундаментальных неврологических различий между аутистичным и нейротипичным человеком. Нейроотличный мозг - вот что делает их такими умелыми и талантливыми в одних вещах и такими плохими в управлении другими.

Забота о себе отходит на второй план, и аутист не воспринимает ее как часть своего распорядка дня. Трехразовое питание, душ, мытье посуды, чистка зубов, сон, стрижка ногтей - это те вещи, которые легко даются большинству из нас, но они не даются аутистам.

Все это зависит от того, в какой точке спектра они находятся, а также от того, насколько рано или поздно им был поставлен диагноз. Люди с высокофункциональным аутизмом могут легко справиться с этими задачами и включить их в свой распорядок дня, но тем, кто не настолько функционален, это может быть крайне сложно. Ранняя диагностика (в возрасте от 2 до 5 лет) может помочь изменить поведенческие модели и приучить ребенка к порядку, которому он может следовать каждый день.

Для людей со спектром очень важен распорядок дня, и любое его нарушение может их расстроить. Они находят утешение в соблюдении распорядка, но, как и большинство распорядков, время от времени они могут нарушаться. В жизни человека происходит множество переходных периодов, но человеку с РАС становится чрезвычайно трудно понять и пережить их с высокими функциональными возможностями.

Важной частью этого является поддержание чистоты в доме и личная гигиена. Это обычные повседневные вещи, которые не меняются с течением времени, поэтому для человека с расстройствами аутистического спектра главной целью должно быть установление для себя определенного распорядка дня.

Почему чистота и бытовая гигиена важны для людей с аутизмом

Помимо общей рутины и гигиенического аспекта поддержания чистоты в доме, людям с расстройствами аутистического спектра необходимо заботиться о своем окружении для поддержания психического здоровья. Люди с расстройствами аутистического спектра склонны легко подавляться окружающим миром, и беспорядок вокруг них может послужить спусковым крючком. Чем больше беспорядка в их окружении, тем выше вероятность того, что они будут подавлены. Поскольку люди, относящиеся к спектру, уже склонны к тревожности, тревожным расстройствам (примерно у 20-30% людей с таким диагнозом с возрастом развивается тревожное расстройство) и ОКР, для них крайне важно поддерживать чистоту, организованность в жилом и рабочем пространстве, чтобы повысить продуктивность и работоспособность.

Соблюдение личной и социальной гигиены также является для них сложной задачей, поэтому обучение аутистов важности чистоты и организованности также приобретает решающее значение. Это связано с тем, что мозг аутиста легко отвлекается - точнее, фокусируется на мелких, конкретных вещах, а не на общей картине. Если вокруг них много беспорядка, даже если они убираются, аутисты склонны зацикливаться на одном конкретном аспекте одной конкретной задачи, а затем избегать выполнения остальных. Обучение привычкам и правилам чистоты, которые помогут им организовать свою комнату с раннего возраста, поможет им поддерживать чувство гигиены окружающей среды в своем пространстве.

Чистая обстановка на работе и дома также способствует развитию организационных навыков, которые они приобрели к настоящему времени. Это поможет им избежать беспорядка в первую очередь, тем самым укрепляя их привычки. Если у них чистое пространство для работы, аутичным детям, как правило, легче перейти к следующей задаче после выполнения первой. Это помогает им развить организационные навыки, необходимые в жизни.

Обучение детей с аутизмом поддержанию чистоты и гигиены

Понять, что такое сенсорная перегрузка

У аутичных детей чувства всегда обострены до предела. Это делает их чрезвычайно чувствительными к окружающей обстановке. Как родитель или учитель, вы должны понимать, какие сенсорные вещи им дают перегрузку, а какие нет. Они могут чувствовать себя расстроенными из-за того, что не зависит от вас, например, погоды. Это может быть запах нового моющего средства, которое вы решили попробовать. Это может быть ткань футболки, которую они носят. Это может быть температура воды. Вы должны помнить об этих ощущениях, когда пытаетесь научить ребенка соблюдать личную гигиену и гигиену окружающей среды. Выяснить, что им помогает, а что подавляет, - первый шаг в этом процессе.

Повышайте их осведомленность о задачах и разбивайте их на выполнимые шаги

Детям с аутизмом необходимо понять важность задачи, прежде чем они научатся ее выполнять. Это то, что может быть трудно сделать, потому что они не смогут увидеть последствия того, что они не чистят зубы каждый день или не убирают игрушки, когда заканчивают с ними играть. Как только вы объясните ребенку "почему" необходимо выполнить задание (почему его нужно выполнить и что произойдет, если задание останется невыполненным), вы можете переходить к следующим шагам.

Пометьте все вокруг себя словами или цветами, чтобы ребенок знал, что такое "икс". Например, зеленая этикетка на игрушках и зеленая этикетка на ящике, в котором они должны лежать, помогут им определить, где должны лежать игрушки. Как только вы выполнили этот шаг, начните разбивать всю задачу на ряд шагов, которые они могут выполнить. Это поможет им выстроить рутину вокруг задачи, что облегчит ее выполнение и обучение в течение длительного времени.

Попробуйте метод обратной цепочки

Нейротипичные люди учатся выполнять задачи, делая по одному шагу за раз. Для аутистов это может оказаться сложным, потому что они не смогут увидеть конечный результат выполненного задания. Отсутствие четкого представления о том, как все будет происходить после выполнения, затрудняет выполнение задания.

Метод обратной цепочки предполагает обучение детей с аутизмом выполнению задания от результата в качестве первого шага. Вместо того чтобы выполнять шаги от А до Я, дети начинают с Я и медленно доходят до А. Родитель, учитель или тот, кто отвечает за обучение ребенка, должен выполнить задание вплоть до последнего шага. Затем ребенок будет выполнять последний шаг снова и снова, пока не усвоит его. После этого родитель переходит ко второму последнему шагу, затем к третьему последнему шагу и так далее, пока ребенок не выучит задание полностью.

Что могут сделать взрослые с аутизмом

Взрослые с диагнозом ASD также могут испытывать трудности с поддержанием чистоты и гигиены, несмотря на обучение всем необходимым действиям и навыкам с раннего возраста. Появление новых стрессовых факторов в их жизни, которые они не могут контролировать, появление чего-то нового в их доме, на работе или в жилой среде, а также проблемы с психическим здоровьем могут привести к тому, что взрослые с аутизмом начнут терять контроль над своей уборкой.

Место для беспорядка всего может помочь

Люди с расстройствами аутистического спектра не могут ясно мыслить в условиях беспорядка. Когда вы учите ребенка убирать за собой, вам может помочь один прием - сваливание всего в кучу. Возьмите весь беспорядок и свалите его в одном углу. Пол должен быть чистым, за исключением кучи. Таким образом, ребенок усвоит, что убирать нужно именно кучу, и только кучу, и быстрее справится с задачей. Это может показаться абсурдной концепцией, но это поможет им понять, что такое грязные куски и что такое чистые куски, и как только они узнают разницу, они смогут справиться с задачей гораздо лучше.

Что же тогда делать взрослым с аутизмом?

Использовать повторно

Взрослым следует избегать покупки новых вещей. Если вы взрослый человек с диагнозом ASD, вам будет гораздо проще просто повторно использовать инструменты, приборы или предметы, чем постоянно покупать их.

Возьмем, к примеру, воду - если у вас есть одна бутылка воды на день, скажем, 2-2,5 л, вам достаточно наполнить ее один раз, и вы сможете использовать ее до конца дня. Вы можете брать ее с собой на работу, на прогулку, в общем, везде, куда бы вы ни пошли. В противном случае вам придется постоянно прилагать дополнительные усилия, чтобы купить бутылку, выпить ее и выбросить. Одна простая задача превращается в три разные задачи, чего можно легко избежать.

Попробуйте свести к минимуму беспорядок в вашем доме

Минимализм как концепция фокусируется на том, чтобы меньше создавать и меньше хранить. Не храните то, что вам не нужно или нежелательно - как в материальных предметах, так и в ментальном пространстве. Вместо того чтобы проходить через весь процесс уборки, не покупайте вещи, которые вам не нужны. Тогда вам не придется их чистить, организовывать и содержать.

Если в вашем доме стены и полы голые, не добавлять ненужных украшений, не собирать безделушки и т.д., это поможет создать ощущение легкости и избавит от других дополнительных задач по уборке дома. Если он вам не нужен, не покупайте его. Если вещь не функциональна, не храните ее. Все просто.

Как избежать выгорания при аутизме

Выгорание может случиться с каждым из нас, когда мы чувствуем себя подавленными окружающим миром. Это может быть эмоциональное, профессиональное или просто психическое выгорание. Всем нам нужно время от времени откинуться на спинку кресла, расслабиться и отдышаться, чтобы снова быть в тонусе.

Взрослые с аутизмом более чувствительны к выгоранию, потому что у них уже обострено сенсорное восприятие окружающей обстановки. Вам нужно быть внимательным к тому, куда вы идете и что делаете, чтобы избежать сенсорной перегрузки, которая приведет к выгоранию. Может возникнуть ощущение, что вы недееспособны, не в состоянии выполнять простые задачи, которые раньше могли делать ежедневно, и вокруг вас может накапливаться беспорядок, что приведет вас еще глубже в это состояние.

Выход из состояния выгорания у аутистов может занять гораздо больше времени, чем у людей, не страдающих аутизмом. Поэтому вы должны быть внимательны к себе и своему самочувствию, чтобы избежать этого состояния в первую очередь.

Каждый раз, когда вы чувствуете себя перегруженным, сделайте шаг назад и сосредоточьтесь на восстановлении своего психического здоровья, прежде чем снова приступать к выполнению своих задач. Это поможет снизить вероятность того, что вы начнете перегорать, и даст вам передышку, необходимую для восстановления концентрации.

Оцените свои ожидания и обязанности и пересмотрите их, если вам кажется, что их становится слишком много. Это поможет вам вернуть чувство контроля над окружающим миром. Это также поможет регулярно расставлять приоритеты, что для вас важно, а что нет, чтобы не отвлекаться от своих целей и стремлений.

Создайте условия и для себя. Жить с РАС непросто, и вы не должны наказывать себя за это. Принимайте всю помощь, которую можете получить, и просите больше, когда она вам нужна. Дайте себе поблажку. Никто не обязан быть идеальным каждый день, и вы всегда должны помнить об этом. Примите меры по облегчению работы, продлению сроков сдачи, попросите профессора направить вас или отложите учебу на семестр в вашем университете, если это необходимо. Ставьте свое благополучие выше всего остального, чтобы не довести себя до состояния выгорания.