Разговоры о возвращении названия РУДН периодически поднимались африканистами университета, но до последнего времени результата не имели. А сейчас наконец-то сработало. И это очень и очень хорошо.
Кто такой Патрис Лумумба? Лидер национально освободительной партии Конго («Национального движения Конго»), страны, которую и на карте далеко не все найдут. По цвету кожи Лумумбы многие заключают, что это где-то в Африке. Какой-то далекой от нас Африке со своими африканскими проблемами и жарким климатом.
Патрис Лумумба родился в семье местного фермера и со школьной скамьи проявлял большую сообразительность. Он быстро двигался по карьерной лестнице, интересовался иностранными языками, историей и философией, параллельно работая то на почте, то в ресурсодобывающей компании. Он жил в то время, когда расовое неравенство было нормой в Конго, а его соплеменников могли убить или изувечить без суда и следствия. В 1940х-50х годах детей Конго могли держать в зоопарке на потеху, закрепляя в сознании белых европейцев мысль об их расовом превосходстве. Если перенести подобное на нашу культурную почву, то это как если бы оккупация национал-социалистической партией Германии продолжалась в СССР не 2-3 года, а многие десятилетия. Таких умничек как Лумумба колонизаторы обычно использовали портив своего же народа, предоставляли им должности, обучение и банковские счета в Европе, сытую и довольную жизнь взамен на встраивание в госаппарат метрополии, чтобы свои били и уничтожали своих. Бельгийцы разработали целую систему взращивания «полицаев». Смышленый и активный Элиас Лумумба удостоился «чести» занять верхние этажи конговских «полицаев». Только не нужна ему была такая «честь». Он не продался за сытую безопасность и материальное благополучие для себя и своих потомков, он выбрал борьбу за простой народ. Угнетенный и несчастный.
Знаете, когда говорят фразу «а в Африке дети голодают», подразумевая какие-то неважные для нас проблемы, или шутливо пренебрежительно называют РУДН «лумумбарий», мне совсем не смешно. Я учу этих ребят, общаюсь с ними, с некоторыми мы стали друзьями. Для меня они – не абстрактные африканские дети, а вполне конкретные. И вы знаете, многие из них воспитаны родителями, которые помнят, как их односельчан резали на ремни, которые еще застали ужасы национально освободительных войн. Черный континент прошел через большую трагедию. А трагедия – это не смешно. Поэтому и значение Патриса Лумумбы в истории для меня велико. Он был героем, ему хватило мужества отказаться от 30 серебряников, безопасности и комфорта ради своего народа – обычных людей.
Когда я думаю о том, смогла бы я сделать подобный выбор, то совсем не уверена в том, что меня бы хватило на героизм. Такие герои не редко гибнут и даже принимают мученическую смерть за нас, простых людей. Поэтому мы должны помнить и чтить этих героев, даже если все дело происходило в далекой Африке. Их очень и очень мало. Подавляющее большинство власть имущих смотрит на нас как Ксения Собчак и компрадорская буржуазия Конго середины ХХ века. Пытаются забыть общие корни и смеются над "чернью", чтобы заглушить писк где-то зарытой совести. Когда же люди, которым эту власть вручают за плюшки, передающиеся по наследству, выбирают борьбу, совесть и смертельную опасность, это достойно славы на века.