Психолог-когнитивист рассказывает, как люди хотели устроить пьянку, а построили цивилизацию
Текст: Андрей Мягков
Стереотип, что писатели — сплошь алкоголики, стереотипом является лишь отчасти. Довлатов, Хемингуэй, Буковски, Ремарк, Венедикт Ерофеев — список сочинителей, поставивших пропускание "рюмашки-другой" на поток, можно продолжать весьма долго.
И хотя заявления о том, что этиловый спирт — непременный спутник творчества, правдой тоже не назвать, некоторая корреляция между опьянением и творчеством все-таки существует: не зря во всех мировых культурах алкоголь часто уподобляли музе. Известный психолог-когнитивист Эдвард Слингерленд в своей книге пишет в том числе и о том, как так получается — но это лишь одна небольшая глава в его основательном исследовании. Накопив немало материала по истории алкоголя, ученый рисует исчерпывающую картину взаимоотношений человека и одурманивающих веществ, которые, по его мнению, следует рассматривать прежде всего с точки зрения эволюционной необходимости.
Люди во все времена из кожи вон лезли, чтобы получить напиток, который и развеселит, и облегчит общение, и поможет адаптироваться к существованию в непростой — а ведь она у нас, к сожалению, до сих пор непростая — среде. Но если в малых дозах алкоголь действительно может подсобить нашей психике, то в больших — действует крайне разрушительно. Почему так происходит? Насколько большую роль сыграл алкоголь в текущем облике человечества? И можно ли максимально использовать преимущества одурманивающих веществ, взяв под контроль негативные последствия?
Слингерленд отвечает на эти вопросы с юмором, но и со всей научной серьезностью. Словом, употреблять алкоголь мы вам не советуем, а вот прочитать эту книгу — наоборот, всячески рекомендуем.
Навеселе: Как люди хотели устроить пьянку, а построили цивилизацию / Эдвард Слингерленд ; Пер. с англ. Натальи Колпаковой — М.: Альпина нон-фикшн, 2023. — 396 с.
ХИМИЧЕСКИЕ ЩЕНКИ: КАК ПРЕВРАТИТЬ ВОЛКОВ В ЛАБРАДОРОВ
Лев Толстой с бескомпромиссной трезвостью смотрел в лицо реальности. Как и следовало ожидать, он крайне негативно относился к употреблению психотропных веществ. В статье «Для чего люди одурманиваются?», написанной в 1890 г., он заявил: «Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в весельи лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табаку, а только в потребности скрыть от себя указания совести». Как отрезал!
Герои романов Толстого, безусловно, пьют, чтобы заглушить дурные мысли, вызванные преступлениями против нравственности или распутным образом жизни. В то же время в мировых религиях нетрудно найти оправдания спиртного как источника искренней радости и душевного спокойствия. В древнешумерском гимне, посвященном богине пива, провозглашается:
Радость, которую вызывает алкоголь, часто связывают с бегством от реальности, что так тревожила Толстого, но обычно человек бежит не от своей осознанности, а от тягот повседневной жизни. В Книге притчей Соломоновых мы читаем: «Дайте сикеру погибающему и вина огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Синодальный перевод, 31:6-7). Безусловно, поэты находили на дне стакана не только вдохновение, но и эмоциональный комфорт.
Полностью отрывок для ознакомления можно прочитать здесь.