Найти тему
Андрей Имберг

ГЛАВА 100(Из серии "Хроники старого меломана")

ГЛАВА 100 (Из серии 'Хроники старого меломана ") К 50- летию альбома

PINK FLOYD

"THE DARK SIDE OF THE MOON"

С появлением Дэвида Гилмора Pink Floyd казалось бы ,справились с кризисом, в который вверг их уход Сида Баррета ,но развитие группы в 1968-1972-ом годах больше напоминало путешествие по лабиринтам эксперимента ,нежели восхождение вверх. Все изменил восьмой альбом "Dark Side Of The Moon ".Он вывел квартет в " открытый космос" рок- звёздности и в истории современной музыки открыл новую, захватывающую страницу.

После выхода "Meddle" в декабре 1971-ого года поющий гитарист Дэвид Гилмор ,басист Роджер Уотерс, клавишник Рик Райт и барабанщик Ник Мэйсон вышли в продолжительное турне .Несколько камерный материал альбома явно сковывал амбиции группы, и музыканты в пути начали включать в свою концертную программу композиции ,к тому времени уже начавшей обретать отчётливые формы новой рок-сюиты. Превратить гастроли в передвижной творческий цех, где отрабатывался бы новый материал ,предложил Роджер, когда коллеги собрались дома у Ника в Кемдене. Он же предложил в основу концепции положить проблему безумия ,которое, возможно, каждого из нас поджидает за каким-то опасным поворотом судьбы. То, что лучилось с Сидом, по-прежнему волновало всех четверых. Так три грузовика с девятью тоннами аппаратуры и повезли стремительно развивающийся "полумесяц" ,символ мрака разума человеческого по дорогам Европы.

-2

Премьера сюиты (полное название которой звучало так: " Dark Side Of The Moon : A Piece For Assorted Lunaties"- "Темная сторона луны: Пьеса для избранных безумцев") состоялось в брайтонском театре " The Dome" 20 января 1972-ого года задолго до того ,как работа над записью началась в студии. В феврале Pink Floyd дали концерт для прессы ,так что за год до официального релиза британские специалисты знали: из глубин пространства и времени к ним приближается " космическое" рок- тело грандиозных размеров. Впрочем гастрольный тур не прекращался , и в ходе его композиции трансформировались, подчас радикально: в " On The Run" был введён синтезаторные звук ,отрывки цитат из Библии в " The Great Gig ln The Sky" уступили место умопомрачительной вокальной импровизации Клер Торри ,поменяла структуру и оформление "Us And Them" ,песня, возникшая изначально как вариация на тему, написанную Райтом для фильма " Забриски-Поинт" .Летом 73-его первый этап работы над "пьесой" завершился ,и пришло время отправляться в студию "Abbey Road " .Работа здесь продолжалась с перерывами полгода. Группа не приостановила гастролей ,в ходе которых закупалась новая аппаратура, совершенствовалось звучание ,возникали новые идеи- в частности ,эффекты, за которые взялся звукоинженер Алан Парсонс ( к этому времени уже известный по работе с The Beatles) .Если "Us And Them" и " Money" легли на плёнку в конечном варианте ещё в июне, то " Brain Damage" , "Eclipse","Any Colour You Like" и " On The Run" были записаны уже зимой, после того как режиссер Эндриан Мейбен снял фильм " Pink Floyd : Live in Pompeii". Наступило 9-ое января 1973-его года: официальная дата окончания работы над настоящим шедевром " нового мышления" в прогрессивном роке.

-3

Каждая сторона альбома представляла собой законченное произведение "длиной" в пять треков : вариант "А" - жизнь со смертью в финале, вариант "В" - та же жизнь ,но с безумием в качестве "здоровой альтернативы" ."Время-деньги" ,вы говорите?.Две составляющие " денежно-временного " континуума были избраны символами этих параллельных историй .Центральной композицией первой стороны стала " Time" - песня о том , как Время диктует нам спешку, навязывая суетность и убивает личность. Спасение возможно ,если уйти в себя, попытавшись освободиться от тисков внешнего мира ("Speak To Me" ,"Breathe"),но и здесь всё ненадёжно. Инструментальная "On The Run" переносит нас в аэропорт ( известно, что Рик Райт испытывал ужас перед полетами)- своего рода символ агонии мозга. Наступает одиночество (реприза "Breathe") и наконец ,-смерть, уносящая душу ввысь, прочь от тревог и стрессов ("The Great Gig In The Sky").Но пластинка переворачивается , и жизнь в ее - то ли альтернативной, то ли " посмертной' версии начинается снова: с бодрящих звуков опорожняемого кассового автомата ("Money") .Деньги- символ общественного устройства по принципу " они и мы" ( "Us And Them") ,ведут человека по порочному кругу ,каждый раз заставляя выбирать - даже если меньшее из зол ,то всё равно зло (" Any Colour You Like") ,в финале приводя к безумию (" Brain Damage") .В параллельной версии " роль" смерти выполняет "Затемнение" ("Eclipse") ,где и формулируется идея сюиты : хоть и созданы мы были неким божественным началом ("Солнцем") ,реальностью материального мира ("Луной") оно закрыто для нас навсегда.

-4

Успех "The Dark Side Of The Run" принес участникам группы ,прежде почти андерграундной ,всемирную славу .Альбом, идея которого ,как позже выяснилось, была подсказана Роджеру Уотерсу его же ужасом перед " ходом времени" ,по иронии судьбы стал "Питером Пином" в пластиночном мире ,ничуть не состарившись ; появился во множестве итоговых списков ,оказал влияние на множество будущих звёзд ,в частности Radiohead : их ,"OK Computer "(1997) иногда называли "темной стороной 90-ых".Вообще-то ,есть мнение и небезосновательно, что "Dark Side" подобно "Луне"заслонил собой новаторские ,экспериментальные работы группы: "космический " джем в студиях BBC 20-ого июля 1969-ого года саундтреки к забытым французским фильмам ",More" и "La Valee", "Meddle" ,положившие начало новому жанру ,стоунер-арт-фолку, ,"Animals ",где социального негатива было побольше ,чем у Sex Pistols ... Но никто не станет спорить и с тем ,что именно "Темная сторона" вобрала в себя самые яркие идеи Pink Floyd тех времён и воплотила их в совершенство.

-5

Несколько любопытных фактов:

1.В числе эффектов, использованных при записи,были и натуральные: в "On The Run" звучат шаги ассистента инженера, бегавшего кругами по "эхо-камере ",эффект биения сердца в четырех композициях создавал специально сконструированный басовый барабан, а тиканье часов Алан Парсонс записал в магазине антикварных часов.

2.В "Us And Them" и "Time" голоса Ричарда Райта и Дэвида Гилмора звучат в унисон ,они оказались сходными по тембру.

3. Смех в "Brain Damage" и "Speak To Me" "исполнил" гастрольный менеджер Pink Floyd Питер Уоттс. Его дочь Наоми стала впоследствии известной актрисой.

4.Бессвязный массовый "диалог "в финале был составлен Уотерсом из фрагментов им же проведенных бесед. Так утверждение: " У Луны нет темной стороны, она вся темная"-принадлежит Джерри О,Дрисколу ,вахтеру-ирландцу.

5."The Dark Side Of The Moon " вышел 1-ого марта 1973-его года, возглавил американские чарты ,но не поднялся выше 2-ого места в Британии (помешал застрявший на вершине сборник "20 Flash Back Greats From The Sixties") .Правда в общем списке британских альбомов-бестселлеров он занимает почетное 6-ое место.

-6
-7

(по материалам журнала "Ровесник ")