Найти тему
Хронопортация

Что сказал перед смертью летчик-ас люфтваффе Генрих Эрлер, на счету которого 199 самолётов РККА

Оглавление

Во времена СССР нам внушали: "Красная армия всех сильней!" и многие считали, что в годы войны не было равных нашим летчикам и самолетам. Но тут грянула перестройка и оказалось, что 104 немецких пилота в период ВМВ сбили по сто самолетов и больше, в основном советских. Например, Эрих Хартман имел на своем счету 352 победы, что в 5,4 раза больше, чем у лучшего "сталинского сокола" – Ивана Кожедуба. И это стало для советских патриотов неожиданным шоком.

Выяснилось, что порой немецкие пилоты демонстрировали не только невероятное мастерство, но и отчаянный героизм. Особенно поражает подвиг Генриха Эрлера, на счету которого 208 побед. Справедливости ради стоит сказать, что фашист был настоящим асом. И ему хватило духу пойти на таран в своем последнем бою.

Из мясников в лётчики-асы.

Эрлер на фоне самолёта Messerschmitt Bf 109 F-4, Финляндия, 1942 г.
Эрлер на фоне самолёта Messerschmitt Bf 109 F-4, Финляндия, 1942 г.

Будущий ас родился в 1917 г. в многодетной семье. Его отец простой рабочий, а сам Генрих после школы трудился мясником. В 1935 г. молодого человека призвали в вермахт, где он служил в зенитной батарее. В 1940 г. парень прошел обучение и стал пилотом. В мае 1941 г. лейтенант Эрлер сбил свой первый самолет в Норвегии, за штурвалом которого находился британский пилот. Вторую победу пришлось ждать долго. Она последовала лишь в феврале 1942 г., когда в районе Мурманска немец уничтожил советский истребитель И-18. К тому времени он уже обрел необходимые навыки и его счет начал стремительно расти.

Полк Эрлера базировался в Норвегии и участвовал в уничтожении конвоев союзников, а также в налетах на советское Заполярье. 30 мая в 9.20 утра Генрих сбил самолет РККА. В те же минуты там пал в бою и советский летчик-ас, дважды Герой СССР, комполка Борис Сафонов, поэтому не исключено, что это работа Эрлера. 21 августа 1942 г. Генриха назначили командиром эскадрильи и в тот же день он одержал свою 44 победу. В июне 1943 г. Эрлер сбил юбилейный сотый самолет, став сороковым летчиком вермахта, преодолевшим данный рубеж. Но в дальнейшем фортуна к немцу была не так благосклонна, а порой даже жестока.

Три года за решёткой.

21 июня в районе Кандалакши Эрлера сбил майор Кутахов будущий маршал авиации СССР. Аэрокобра оказалась сильнее Мессершмитта-109. Именно появление Аэрокобр позволило советским летчиками перехватить инициативу у люфтваффе. До этого Ме-109, а именно на них летал Генрих, полностью доминировали в небе, так как значительно превосходили истребители РККА. Только в 1944 г. у нас появились Ла-7 и Як-3, которые не уступали Мессершмиттам. Ну а пока, отделавшись легким испугом, немец продолжил сбивать пачками советские самолеты, за что получил много высших наград, большинство из которых ему вручал сам Гитлер.

Советский военачальник Павел Степанович Кутахов.
Советский военачальник Павел Степанович Кутахов.

В сентябре 1943 г. Генриха назначили командиром группы (полка), в августе 1944 г. командиром эскадры JG 5 (дивизии). Ему присвоили звание майора, но тут случилась беда: 12 ноября британские бомбардировщики с помощью 5 противобункерных супербомб "Топлбой" потопили немецкий линкор "Тирпиц".

Линкор практически не участвовал в боевых действиях. Его берегли, так как корабль являлся символом силы и мощи Германии. Кроме того, "Тирпиц" одним своим существованием потенциально угрожал конвоям и сковывал действия британского флота. Его очень боялись. За ним охотились несколько лет. И вот символа не стало. За это кто-то должен был ответить. В результате стрелочником сделали Эрлера, так как именно его самолеты не прилетели на помощь кораблю.

Немецкого аса признали виновным, отстранили от командования, разжаловали и приговорили к 3 годам тюрьмы. Командующий кригсмарине Карл Дёниц настаивал, чтобы Генриха расстреляли, однако летчика спасло личное вмешательство Геринга. Далее по требованию рейхскомиссара Норвегии Тербовена провели повторное расследование. Оно показало, что Эрлер вообще не виноват, ведь его не поставили в известность, что Тирпиц сменил место дислокации. И главное в тот день плохо работала связь. Поэтому Генрих не получил вовремя сообщение о том, что приближаются британские бомбардировщики.

Tirpitz на стоянке в Норвежском фьорде.
Tirpitz на стоянке в Норвежском фьорде.

"Прощай, увидимся в Вальгалле".

Эрлера восстановили в звании и зачислили в эскадру реактивных истребителей Мессершмитт-262, которой командовал его друг майор Теодор Вайснебергер. Вот только история с трибуналом и приговором надломила летчика, поэтому цель в жизни и волю к победе он уже потерял. Как итог, офицер начал чрезмерно рисковать, искать гибель в бою и нашел её 4 апреля 1945 года. В районе Штендаля Эрлер подбил два бомбардировщика В-17, а затем вступил в бой с "Мустангами". После этого его Ме-262 получил повреждение, а летчик решил атаковать "летающую крепость" В-24 лоб в лоб. Его последними словами стали:

"Тео, это Генрих! Я сбил два бомбардировщика, у меня закончились боеприпасы. Я иду на таран. Прощай, увидимся в Вальгалле!".

Существование радиограммы засвидетельствовал, как сам легендарный командир эскадры, так и Вальтер Шук офицер, который отвечал за радиопереговоры. Факт тарана подтверждают историки Бёме и Форсайт, подобного мнения придерживаются в Германии. Всего на счету Генриха 208 сбитых самолетов, из них 199 сбиты на Восточном фронте, а 8 он уничтожил в Европе на реактивном Ме-262.

Лётчики 6-й группы эскадры 6.JG5 Т. Вайссенбергер, Г. Эрлер и Р. Мюллер.
Лётчики 6-й группы эскадры 6.JG5 Т. Вайссенбергер, Г. Эрлер и Р. Мюллер.

Отношение к немецкому асу у меня неоднозначное. С одной стороны он совершил подвиг и мастерски воевал. С другой – он сражался на стороне врага, поэтому героем его назвать сложно. Всем известно, что герои находятся на стороне добра, а на стороне зла – злодеи. Я уверен, что вам не нужно объяснять, к какой категории относится нацизм. Только вот за рубежом многие это не понимают.

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.