О последних днях жизни адмирала Колчака существует немало упоминаний. Однако только несколько предложений посвящено черемховскому подполью, которое сыграло важную роль в пленении Верховного правителя. Примечательно, что во главе подполья стояла обычная сельская учительница. В этой статье мы хотим рассказать о том, как сельская учительница смогла захватить поезд Колчака.
Скромная и не выделяющаяся среди других девушка
«Товарищ Елена» или Августа Бердникова была абсолютно ничеен не примечательной девушкой. Родом Августа была из рабочей семьи, а её отец был рабочим-железнодорожником. По окончанию гимназии в Ново-Николаевске, Августа Бердникова некоторое время успела проработать учителем в обычной сельской школе. Однако начавшаяся революция не позволила девушке продолжить работу.
В 1917 году она вступила в ряды большевистской партии, а уже в 1919 году ее направляют в Черемхово, где она должна была организовать работу подпольной организации. Согласно воспоминаниям одного из членов иркутского подполья Д. Жирковой, в обычной жизни «Лена» была тихой и скромной девушкой, которая никак не выделялась среди других. Бердникова лишь в трудные моменты проявляла те качества, которые требовала революционная обстановка:
· Принципиальность
· Решительность
· Хладнокровие
· Хитрость
Примечательно, что «Товарищ Елена» смогла сбежать из тюрьмы, а после избежать 3-го ареста с помощью небольшой хитрости. Когда на конспиративную квартиру нагрянули колчаковцы, девушка подсела к люльке с младенцем и ее признали молодой матерью.
В Черемхово Августа Бердникова проявила свои организаторские способности. Она смогла в кратчайшие сроки сколотить отряд, а после наладить связь с шахтерскими лидерами и партизанскими отрядами. Но главное – смогла в кратчайшие сроки наладить деятельность антиколчаковского движения. Хрупкая молодая девушка в максимально короткие сроки подготовила восстание в губернии, чтобы установить Советскую власть.
Приняли решение организовать несколько диверсий на железной дороге
В начале декабря 1919 года на собрании в районе Андреевского рудника, подпольщики, во главе которых стояла Бердникова, приняли решение организовать несколько диверсий на железной дороге: взорвать копи и сорвать поставки угля. На 19 декабря была намечена забастовка шахтеров, которая должна была перерасти в вооруженное восстание.
Для реализации всех намеченных планов, «Товарищ Елена» заранее согласовала весь план с шахтерами. Также по ее просьбе к Черемхову подошел один из партизанских отрядов. В городе и на железнодорожной станции начали организовываться боевые дружины. Стачкомы смогли развернуть агитацию даже в чехословацких войсках. В результате данной агитации, подпольщики смогли заручиться поддержкой большинства солдат. Уже впоследствии стало известно, что данная работа стала необходимой не только для того, чтобы установить Советскую власть в Черемхово.
Нужно остановить «золотой поезд» Колчака
За день до начала забастовки, подпольщики горячо обсуждали еще один важный вопрос – нужно было остановить поезд, который вез в Иркутск Колчака и «золотой запас». Немногим ранее, подпольщики смогли взять под свой контроль участок железной дороги на станции Черемхово и телеграф. В руках у подпольщиков оказались все сообщения, которые Колчак отправлял командующему Союзными войсками генералу Жанену.
12 января подпольщики получают сообщение: «Поезд 58 БИС, в котором «точно Колчак», движется в сторону Черемхово». После получения данного сообщения, подпольщики в кратчайшие сроки разработали план по захвату поезда. Начальнику чехословацкого корпуса был предъявлен ультиматум – ни одного грамма угля, пока не будет выдан Колчак! В этот же день прошел митинг, на котором присутствовали по меньшей мере 2 тысячи человек. «Товарищ Елена» призвала остановить поезд с Колчаком, а присутствующие встретили предложение бурными аплодисментами.
Навстречу поезду вышло не менее 6 тысяч рабочих, которые были вдохновлены выступлением «Товарища Елены». Огромное шествие напугало чехословацких командиров. В тот же момент они пообещали допустить в поезд представителей шахтеров, которые должны были сопроводить «золотой поезд» и Колчака до Иркутска. Поезд в итоге проскочил Черемхово, однако у подпольщиков был «План Б».
Буквально на следующий день, подпольщики выставили вооруженные заслоны, из-за которых машинисты были вынуждены остановить поезд. Однако попасть в поезд у подпольщиков сразу же не получилось. После не продолжительных переговоров, в «золотой поезд» все-таки сели подпольщики, которые сопроводили состав до Иркутска.