Найти в Дзене

Как телеведущий влияет на аудиторию?

Как складывается образ телеведущего, от чего зависит эффективность коммуникации и восприятия человека на экране? Расскажет студент-журналист кафедры СКиМ ЧГУ Ангелина Старцева.

Восприятие аудиторией на экране носит индивидуальный характер, но есть возможность выявить общие тенденции воздействия телеэфира на зрителей.

В большей степени, зрители реагируют не на содержание речи, а на невербальные элементы: улыбка, мимика, жестикуляция, манера общения.

  • Рассмотрим программу «Время» на «Первом канале». Невербально внимание зрителей привлекает облик телепередачи, который подчёркивает «классику» новостной программы. Образ Екатерины Андреевой не подразумевает в образе лишних деталей, ярких цветов, волосы собраны назад, сделан минимальный, но выразительный макияж, в одежде предпочтителен классический стиль.
фото с сайта 1tv.ru
фото с сайта 1tv.ru

По значимости на втором месте стоят интеллектуальные способности человека на экране: ум, образованность, эрудиция. Еще одним важным фактором является уникальность и индивидуальность образа ведущего, так называемая привлекательность и обаяние.

Глубокому пониманию информации в телепрограммах способствует создание ведущим собственного речевого «образа». Образ зависит от качества, уровня, а также характера подаваемой информации больше, чем от личностных качеств телеведущего.

  • В новостных или информационных передачах благоприятные новости произносятся на более высоких тонах, часто даже непроизвольно.
  • Подача негативной информации требует более пониженного тона голоса, тембр, а также замедления скорости произнесения информации.

Телезритель может не услышать данные изменения, но они в некоторой степени повлияют на восприятие информации. Голос ведущего несет наибольшую эмоциональную нагрузку. Небольшая погрешность в подаче материала может привести к искаженному восприятию.

Голос ведущего должен быть приятен на слух, мелодичным и не отталкивающим. Коммуникатор должен уметь сочетать мастерство журналиста и артистизм, стремясь донести информацию до телезрителя.

  • Например, образцом такого общения можно назвать Марию Третьякову. В программе «Личность в искусстве» на канале MediaMetrics, она беседует с интересными людьми об искусстве и поэзии. Подача информации делается всегда в нужном формате и тоне, так же следует отметить подходящий внешний вид и сочетание навыков, необходимых для ведения программы.
фото youtube.com. "Личность в искусстве с Марией Третьяковой. В гостях Андрей Меркурьев".
фото youtube.com. "Личность в искусстве с Марией Третьяковой. В гостях Андрей Меркурьев".

Часто ведущие телепередач используют различные приёмы манипуляции, чтобы формировать определённые взгляды у зрителей. Очень часто это можно увидеть в программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым».

  • Один из основных приёмов манипуляции, используемых ведущим, — это создание видимости объективности. Во время программы ведущий заявляет, что предоставляет зрителям разные точки зрения на актуальные темы. Однако на самом деле у автора есть своя позиция, которую он пытается донести зрителям.
  • Второй приём манипуляции — это использование чувственных образов и эмоций. Часто ведущий показывает в эфире резонансные кадры с криками, беспорядками, ужасными преступлениями, чтобы вызвать шок и негативное отношение у зрителей. Это позволяет формировать у зрителей необходимую реакцию на актуальную тему.
  • Третий приём манипуляции — это использование экспертов, которые выражают исключительно заранее заложенную точку зрения. Это позволяет ведущему создать видимость объективности и передать зрителям определённые идеологические установки.
фото с сайта topasnew24.com
фото с сайта topasnew24.com
С точки зрения коммуникации, отношения между коммуникатором, самим каналом и аудиторией представляются принципиально иными. Когда люди включают телевизор, они вступают в контакт с искусственно организованной средой. Аудитория в какой-то степени идентифицирует себя с телеведущим, заряжается или же защищается эмоциональной атмосферой, вступая во внутреннюю дискуссию с мнениями, которые предлагаются в программе. Получается так, что степень погружения зависит от того, насколько создатели смогли учесть аспекты процесса коммуникации.

Психологические факторы успешной профессиональной деятельности сотрудников телеканала включают в себя определенные знания, навыки и компетенции. Телеведущий должен знать команду, с которой он работает, оборудование и материал, быть образованным, проницательным и информированным.

Навыки, которые являются необходимыми: умение управлять ресурсами, организовать слаженную работу творческой группы, налаживать коммуникацию с окружающими, работа с источниками информации, анализ человека – героев передачи, работа над сценарием.

Язык телевидения сочетает в себе вербальные и невербальные средства общения. Благодаря своей выразительности, образности и эмоциональной убедительности он имеет значительное преимущество перед другими СМИ в воздействии на своих зрителей.