Геймификация в диджитале — это норма. Она помогает возвращать пользователей в приложения, делает их фанатами брендов и доводит до завершения образовательных продуктов. В нашем портфолио 15 проектов геймификации корпобучения — и это только начало.
Чтобы геймификация работала, недостаточно просто добавить баллы, рейтинги и награды. Во-первых, они не всегда нужны, а во-вторых — нужно продумывать правила, баланс, коэффициенты и нарратив.
Обычно у заказчиков и разработчиков нет таких компетенций, а учиться — некому и некогда. Тогда они обращаются к нам, и если нужна геймификация готового продукта, им помогает Entertainment Experience консультант. Это я — Максим Шаров, Product Owner и геймдизайнер Center-Game.
Задача: провести чекап наработок по геймификации
К моменту подключения EX-специалиста обычно есть какие-то наработки: работающий проект или его прототип, иногда с самодельной геймификацией.
Консультант проверяет всё это и даёт обратную связь: что и как можно улучшить, где убрать интерактив, а где добавить.
Мы консультировали разработчиков приложения для управления здоровьем на рабочем месте. Чтобы поддерживать конкурентную среду, они сделали лидерборд: за пройденное расстояние и выполненные упражнения пользователи получают баллы и повышают свои позиции.
В этом месте геймификация просела. Лидерборд было сложно найти, пользователи не получали уведомления о своём положении в рейтинге, сами места ни о чём не говорили: 10-е место — это успех или позор?
Мы провели технический чекап приложения и предложили, как можно улучшить всю балльно-мотивационную систему, не меняя функционал.
Что мы предложили:
- Звания и бейджи. Изменить рутину и внедрить полезные привычки — сложно. Поэтому мы добавили несколько уровней мотивации: пользователи получают звания и бейджи за единичные достижения, достижения с прогрессом и участие в важных опросах
- Интерактивный туториал. Помогает пользователю разобраться с интерфейсом и даёт ощущение заботы со стороны разработчиков. Для приложений, связанных с физическим и ментальным состоянием, важно бережно относиться к пользователям на всех уровнях
- Профиль пользователя. Внедрили дашборд, который отображает прогресс и достижения пользователя, а также доступные элементы кастомизации. Так, пройденный путь и цели всегда перед глазами — это работает как инструмент мотивации
Задача: подобрать геймификацию под задачи и аудиторию
Есть десятки инструментов геймификации, но они будут работать только для конкретной группы людей. Например, лидерборды будут неэффективными, если большая часть аудитории равнодушна к соревнованиям.
Чтобы избежать несоответствий, консультант помогает провести исследование целевой аудитории и предложить решение под её потребности и мотиваторы.
Например, к нам обратилась платформа с программами тренировок и питания. Она предлагает пользователям 100+ качественных программ, но у людей не хватает мотивации заниматься регулярно.
Разработчики платформы пришли с запросом сделать взаимодействие с платформой более привлекательным. Чтобы были призы, поощрения и соревновательная среда, которые удерживают пользователя и вызывают у него положительные эмоции.
Что мы сделали:
- Разобрались с запросом, и оказалось, что разработчики не проводили исследование своей целевой аудитории. То есть внедряли все решения вслепую — не имея представления, что действительно нужно людям.
- Предложили формат экспертного наставничества: дважды в неделю встречаемся с разработчиками. Обсуждаем исследование запросов ЦА, на основе этих данных выбираем инструменты геймификации, помогаем с техническими сложностями и внедрением сюжетной концепции.
Задача: разработать концепцию геймификации под ключ
EX-консультант может разработать полную концепцию геймификации и план её внедрения. Проще всего сделать это на раннем этапе разработки продукта, чтобы сразу сделать нужный функционал, но можно и когда продукт уже готов.
Консультант работает в команде разработчиков и контролирует весь процесс: от концепции до ИТ-реализации и дизайна.
Например, мы разработали геймификацию для психологического приложения в форме квеста. Пользователь проходит бытовую историю и выбирает, как в ней действовать. Каждое решение сопровождает комментарий психолога, который помогает обратить внимание на свои установки и поведенческие шаблоны.
Чтобы добиться терапевтического эффекта, нужно пройти всю историю, а это требует много времени. Мы разработали концепцию, которая удерживает внимание человека на разных уровнях: изображения, функционала, системы поощрения — всё мотивирует пользователя проходить истории героев.
Что мы предложили:
- Бейджи. Это виртуальные награды, которые даются за прохождение истории. В некоторых случаях они дают привилегии — открывают доступ к дополнительным возможностям. Пользователь всегда видит в личном кабинете, сколько бейджей уже заработал из доступных. Это мотивирует собрать все — пройти историю до конца и принять участие в активностях.
- Квестлог. Вместо классической шкалы прогресса предложили чек-лист, который помогает отслеживать прогресс по прохождению. Он также ориентируют человека, незнакомого с приложением, в его основном функционале. Благодаря такому формате пользователь видит, сколько важных решений уже принял, и может отследить по ним историю своего персонажа.
- Поощрение социальных взаимодействий. В приложении есть внутреннее сообщество, где пользователи делятся своими историями и терапевтическими инсайтами. Участие в нём усиливает психологический эффект: человек получает поддержку от других участников и чувствует, что он не один. Чтобы мотивировать людей писать в сообщество, мы сделали поощрение специальными бейджами.
Чего не делает EX-консультант
- Не разрабатывает приложение, платформу или что-то ещё своими руками. Для этого есть разработчики, программисты, геймдизайнеры.
- Не дизайнит проект. Не придумывает фирстиль, UX и UI, не рисует иллюстрации. Хотя целиком его называют Entertainment Experience Designer, дизайн в этом случае значит «проектирование».
- Не пишет текст. Даже если создание сюжета, квеста или игрового мира входит в концепцию геймификации, EX-консультант не пишет диалоги, тексты интерфейса и т. д. Для этого есть авторы, копирайтеры и сценаристы.
Самое главное про EX-консультанта
- EX-специалист снимает головную боль с мотивацией пользователя и удержанием его внимания
- Нельзя просто взять и придумать эффективную концепцию геймификации: для этого нужна специальная подготовка
- EX-специалист изучит специфику аудитории, проведёт технический чекап наработок и разработает концепцию геймификации
Если вы делаете образовательный продукт и нужна консультация по геймификации — оставьте заявку на сайте. Первую консультацию проведём бесплатно.