Найти в Дзене
Старыми словесы

Московские топонимы: по следам стрелецких полков

Написала, как в топонимах Москвы отразилась история стрелецких слобод и полков XVII века, что сохранилось от той эпохи, а что утрачено. Мне очень нравится эскиз декорации к опере «Хованщина», который создал в 1897 году молодой еще художник Аполлинарий Михайлович Васнецов. Стрелецкая слобода изображена чудесно. Вишняковский переулок. В 1630-х годах в Больших Лужниках Замоскворечья для охраны Земляного вала близ Серпуховских ворот была основана стрелецкая слобода. В чигиринских походах 1674-1678 годов стрельцы слободы с 1675 года участвовали под командованием Матвея Михайловича Вешнякова. Вернувшись, стрельцы «Матвеевского приказа Вишнякова» в память о павших товарищах испросили разрешение отстроить в камне слободскую церковь Живоначальной Троицы. К названию новой церкви добавился топоним «в Вешняках»/«в Вишнякове». Во время стрелецкого бунта 1682 года полк (так с июня этого года стали называть стрелецкие приказы) Вешнякова в числе других одиннадцати московских стрелецких полков подал жа
А.П. Рябушкин. «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве», 1897 год. Из собрания Государственного Русского музея
А.П. Рябушкин. «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве», 1897 год. Из собрания Государственного Русского музея

Написала, как в топонимах Москвы отразилась история стрелецких слобод и полков XVII века, что сохранилось от той эпохи, а что утрачено. Мне очень нравится эскиз декорации к опере «Хованщина», который создал в 1897 году молодой еще художник Аполлинарий Михайлович Васнецов. Стрелецкая слобода изображена чудесно.

А.М. Васнецов. Эскиз декорации «Стрелецкая слобода». Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
А.М. Васнецов. Эскиз декорации «Стрелецкая слобода». Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Вишняковский переулок. В 1630-х годах в Больших Лужниках Замоскворечья для охраны Земляного вала близ Серпуховских ворот была основана стрелецкая слобода. В чигиринских походах 1674-1678 годов стрельцы слободы с 1675 года участвовали под командованием Матвея Михайловича Вешнякова. Вернувшись, стрельцы «Матвеевского приказа Вишнякова» в память о павших товарищах испросили разрешение отстроить в камне слободскую церковь Живоначальной Троицы. К названию новой церкви добавился топоним «в Вешняках»/«в Вишнякове». Во время стрелецкого бунта 1682 года полк (так с июня этого года стали называть стрелецкие приказы) Вешнякова в числе других одиннадцати московских стрелецких полков подал жалобу-челобитную на своего полковника – за то, что он «налоги и обиды и всякие тесноты чинил...». Какие же это могли быть обиды и тесноты? Например, как полковник Семен Лукьянович Грибоедов, который «и для строения и работы на те свои загородные огороды жен их и детей посылал работать в неволю, и в деревни свои прудов копати, и плотин и мелниц делати... имал в неволю мастеровых и работных конных и пеших людей, и в деревни к себе их и к друзьям своим и к свойственником и к знакомцом для работы посылал». Власти, под натиском возмущенных стрельцов, отставили Матвея Михайловича Вешнякова от должности и приговорили к битью батогами. Несколько часов он простоял в ожидании наказания раздетым по пояс, пока стрельцы не простили его, ограничившись денежным штрафом. Но через месяц был арестован отец полковника, дьяк: в доносе его холопа говорилось, что Вешняков-старший в сговоре с бывшими полковниками собирает «войско и нанимает боярских людей на стрельца по двадцати человек, чтобы стрелецкия полки вырубити». Несчастный умер под пыткой; Матвей Михайлович, также отправленный в застенок, пытку выдержал и «вместо смерти упросился у стрельцов постритца» (уйти в монастырь). Дальнейшую судьбу Вешнякова я, честно, не отлеживала, знаю только, что в москвоведческой литературе встречается его упоминание в 1685-1686 годах в качестве саратовского воеводы. Переулок же назывался Вишняковским где-то с первой четверти XVIII века до середины XIX века; окончательно название закрепилось в 1922 году.

Церковь Живоначальной Троицы в Вишняках на фотографии 1882 года из альбома Н.А. Найденова. Увы, в результате перестроек в течение XIX века церковь утратила облик XVII века.
Церковь Живоначальной Троицы в Вишняках на фотографии 1882 года из альбома Н.А. Найденова. Увы, в результате перестроек в течение XIX века церковь утратила облик XVII века.

Зубовская улица, Зубовский проезд, Зубовская площадь, Зубовский бульвар, Померанцев переулок. В 1633 году в Чертолье, у ведущей в Новодевичий монастырь дороги, была основана одна из московских стрелецких слобод. В 1645 году местных стрельцов возглавил дворянин московский Дмитрий Иванович Зубов. При нем вместо деревянной слободской церкви Живоначальной Троицы в 1652 году начали возводить одноименный каменный храм. Его колокольня, построенная в 1690-е годы, считалась самой высокой среди подобных. Стрелецкий голова Дмитрий Иванович Зубов погиб при штурме Смоленска 16 августа 1654 года, в рукопашном бою: как командир он шел в первых рядах отвлекающей атаки на западный участок крепости, со стороны так называемого Королевского вала.

Изображение Королевского вала/бастиона крепости Смоленска в 1632-1634 годах. Фрагмент гравюры фламандского картографа Вильяма Гондиуса, хранящейся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника.
Изображение Королевского вала/бастиона крепости Смоленска в 1632-1634 годах. Фрагмент гравюры фламандского картографа Вильяма Гондиуса, хранящейся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника.

Вместо Дмитрия Ивановича во главе стрелецкого приказа встал его сын Иван Дмитриевич Зубов. Где только не бывали зубовцы: осаждали Ригу, отбивали атаки на Киев гетмана Выговского, сговорившегося с крымским ханом и так далее. К слову, в 1659 году в тяжелом сражении под Конотопом был убит брат Ивана Дмитриевича – Клементий Дмитриевич, рейтарский майор. В начале 1668 года царь Алексей Михайлович пожаловал Зубова за прошлую его службу в Севске 50 ведрами вина и десятью полтями (полть или полоть – половина мясной туши, разрубленной вдоль) ветчины. Стрелецким головой Иван Дмитриевич Зубов был до 1675 года. За годы «зубовского» управления приказом, месторасположение его слободы получило название Зубово, а слободская церковь стала именоваться Троицы Живоначальной, что в Зубове. Также топоним «в Зубове» прибавился к названию и второй церкви этой стрелецкой слободы – Знамения. Ее каменное здание возвели в 1694-1698 годах, когда во главе местных стрельцов уже давно стоял другой командир. Зубовская площадь возникла на месте Пречистенских ворот Земляного города после сноса Земляного вала в 1820-х; в1985-1994 годах она носила имя писателя Шолохова. Также в 1820-е годы обустроили бульвар, ставший по площади Зубовским. Зубовская улица первоначально была частью Пречистенки; Зубовской (или Зубовской Большой) она стала в середине XVIII века по церкви Знамения, что в Зубове. Зубовский же проезд до 1922 года назывался Дворцовым. А Померанцев переулок в XVII веке был Зубовским: рядом как раз находился двор Ивана Дмитриевича Зубова. Потом стал Троицким – по церкви Троицы Живоначальной, что в Зубове, ну а в 1922 году его переименовали в честь участника октябрьских боев 1917 года, впоследствии советского ученого-физика Алексея Александровича Померанцева (1896-1979). Древние же стрелецкие «зубовские» храмы до наших дней не дожили. Церковь Троицы Живоначальной снесли в 1936 году, на ее месте теперь жилой дом №31 по Пречистенке; на месте церкви Знамения в 1933 году построили здание автоматической телефонной станции Фрунзенского района (Зубовская улица, дом 3).

Церковь Троицы Живоначальной в Зубове. Фотография 1882 года из альбома Н. А. Найденова
Церковь Троицы Живоначальной в Зубове. Фотография 1882 года из альбома Н. А. Найденова
 Церковь Знамения, что в Зубове. Фотография 1883 года из альбома Н. А. Найденова
Церковь Знамения, что в Зубове. Фотография 1883 года из альбома Н. А. Найденова

Малый Коковинский переулок. К началу 1630-х годов в районе современных Николопесковских переулков сложилось поселение стрельцов. К 1650-м годам слобода опустела: стрельцов перевели на службу в приграничные города. Но затем здесь начали формировать новый приказ, командовать которым в 1656 году стал стрелецкий голова Степан Семенович Коковинский. Коковинский приказ активно участвовал в русско-польских военных кампаниях; в конце 1659 года его стрельцы вместе с приказом Ендогурова конвоировали колонну польских пленных ратников, которую вели по улицам Москвы. Степан Семенович Коковинский возглавлял стрельцов до 1665 года. Интересно, что когда в слободе решили обновить свой приходской каменный храм Николая Чудотворца, что на Песках, то на стене разместили надпись: поставлен «в Стрелецкой слободе в Каковинском полку... при полковнике Алексее Парафеевиче Обухове... в лето 7200 октября в 1 день» (1 октября 1691 года). По документам 1721 года в приходе этой церкви находился двор Алексея Осиповича Коковинского (в боярских списках значившийся как стольник в начальных людях), который, если я не ошибаюсь, приходился Степану Семеновичу Коковинскому племянником. С 1703 года в документах упоминаются Коковинские бани, с 1762 года – Коковинский кабак. Видимо, все это вместе взятое и дало в конце XVIII века название Каковинскому переулку, с середины XIX века ставшему Большим Каковинским. Но в 1970 году переулок упразднили, и сейчас у нас есть Малый Каковинский переулок, который с начала XIX века был 2-м Каковинским. Храм же в «Каковинском полку» как и многие сначала потерял облик XVII века, а затем был снесен в 1933 году. На его месте выстроен дом №6 по Большому Николопесковскому переулку.

Церковь Николая Чудотворца, что на Песках. Фотография 1882 года из альбома Н.А. Найденова
Церковь Николая Чудотворца, что на Песках. Фотография 1882 года из альбома Н.А. Найденова

Колобовские 1-й, 2-й и 3-й переулки. В сентябре 1661 года знаменитый шотландец на русской службе, любимец Петра I Патрик Гордон прибыл в Москву и поступил в чине майора в солдатский полк своего соотечественника Даниила Крофорда (Краферта). В конце того же года по указу боярина Ильи Даниловича Милославского, главы Рейтарского и Стрелецкого приказов (а по совместительствую еще и тестя царя Алексея Михайловича) 600 солдат из этого полка «нового строя» перевели в стрелецкий приказ, который возглавил Никифор Иванович Колобов. Встречала в литературе, что он был одним из доверенных лиц Милославского. Патрик Гордон писал в дневнике: «... мне было приказано обучить сего голову или полковника пехотной дисциплине, ибо он никогда прежде не служил в пехоте и не знал ничего, что относится к командованию полком». У приказа Колобова были разные службы. Так, он входил в состав полка князя Юрия Алексеевича Долгорукова, усмирявшего восстание Степана Разина. В середине декабря 1670 году князь отправил Никифора Ивановича Колобова в Москву – передать захваченное разинское «воровское письмо» (так власти называли грамоты-призывы к восстаниям). В мирное время колобовские стрельцы жили в слободе у Петровских ворот Белого города «на Трубе» (название водостока, по которому Неглинка проходила сквозь стены Белого города). В 1682 году Никифор Иванович Колобов вошел в число тех полковников, на которых стрельцы подали челобитную об учиняемых обидах и теснотах. Как и Матвея Михайловича Вешнякова Колобова разжаловали, приговорили к батогам, заставили несколько часов стоять в ожидании, а затем помиловали. Известно, что в 1684-1689 годах Колобов служил воеводой в Тюмени, искоренял раскол; с 1703 года в боярских списках значилось «стольник отставной в четвертях для посылок из Москвы», а в 1708 году появилась запись «умре». Сегодня о временах стрелецкой слободы напоминает великолепный, один из моих любимых московских, храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами. Она была заложена на средства колобовских стрельцов в 1676 году, в честь окончания первого Крымского походя князя Голицына, завершилось же строительство в 1681 году. Перед этим, в 1679-м, стрельцы писали в челобитной царю Федору Алексеевичу о том, что во время постройки они потратили «тысяча триста рублев», взятых «по кабалам разных чинов людем», и просили «иконостас дать нам холопам твоим». И царь прислал из Оружейной палаты иконостас. Интересно, что в названии храма никогда не было прибавления «в Колобовом полку». И три близлежащих переулка были Знаменскими. В 1922 же году, когда нужно было избавляться от «церковных» топонимов, вспомнили о том, что храм иконы Божией Матери «Знамение» был построен стрельцами Никифора Ивановича Колобова. Так на карте Москвы появились Колобовские переулки. В 2002 году бывшему стрелецкому слободскому храму патриарх придал статус храма при Главном Управлении МВД Москвы.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова. Современный адрес храма – 1-й Колобовский переулок, дом 1.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова. Современный адрес храма – 1-й Колобовский переулок, дом 1.

Большой и Малый Лёвшинские переулки. Со слободой стрельцов приказа Зубова соседствовала слобода стрельцов Афанасия Ивановича Левшина – поступившего на московскую службу сына стародубского стрелецкого головы. Интересно, что в 1658 году Левшин за служебные злоупотребления был лишен поместий и вотчин, а также выплатил штраф подавшим на него жалобу. Приказ Левшина известен с 1664 года, а вот когда на Пречистенке поселились его стрельцы – не установлено. В 1671 году, во время подавления восстания Разина, левшинские стрельцы понесли ощутимые потери. Во время стрелецкого бунта 1682 года Левшин, судя по всему, чувствовал себя в безопасности: так, известно, что в июле он написал челобитную, в которой просил продать ему лошадей, конфискованных у полковника Матвея Михайловича Вешнякова. Но, как пишет историк-краевед Михаил Юрьевич Романов, «вскоре после казни Хованских имя А.И. Левшина исчезает из списка стрелецких командиров». Между тем я нашла интересную книжицу, изданную в 1791 году. Называется она «Родословная книга благородных дворян Левшиных, содержащая в себе: доказательства происхождении их фамилии, времени выезду в Россию и поколенную роспись». Напечатана книжица была «иждивением» полковника Павла Федуловича Левшина и коллежского асессора Гавриила Федуловича Левшина. Так вот, в ней приводится копия с жалованной вотчинной грамоты, данной царями Иваном и Петром Алексеевичами стольнику Афанасию Ивановичу Левшину, который во время бунта, как пишут авторы книжицы, «когда жизнь государей царей находилась в опасности, приспел со многими вооруженными людьми на скоро». Далее в 1684 году Левшин – воевода в Ельце, в 1686 году – в Ахтырске; в 1687 году в возрасте 67 лет скончался. В стрелецкой слободе издавна была церковь Покрова Пресвятой Богородицы, со временем получившая в названии уточнение: «в старом Левшинском полку», «в Лёвшине». Ее не стало в 1930 году; теперь по адресу большой Лёвшински переулок дом 9/14 – жилой дом. Переулки же стали Лёвшинскими в XIX веке. И честно – с буквой «ё» в названиях я пока не разобралась.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лёвшине. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лёвшине. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова

Большой Николоворобинский переулок, Малый Николоворобинский переулок. Не позднее 1625 года на правом берегу Яузы, на склонах так называемой Гостиной горы, обустроились стрельцы, которые должны были защищать Яузкие ворота Белого города. В 1671 году приказ возглавил Владимир Данилович Воробин. В 1682 году он, как и Вешняков с Колобовым был помилован стрельцами, отменившими наказание батогами. В 1685 году Воробин был воеводой в Арзамасе, в 1686-1692 годах значится стольником. Старинную приходскую церковь Николая Чудотворца на Гостиной горке отстраивали в камне в 1690-1693 годах стрельцы полка, уже давно имевшего другого командира. Однако в истории церковь осталась как Николая Чудотворца в Воробине. Забавно: переулки со временем стали Воробьинскими и только после 1917 года – Николоворобинскими. Ну а церковь снесли в 1932 году: на ее месте – дом №4 корпус 1 по улице Воронцово поле.

Церковь Николая Чудотворца в Воробине. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова
Церковь Николая Чудотворца в Воробине. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова

Полковая улица. Названа так в начале XX века по Бутырской слободе, где жили с 1642 года стрельцы, из которых сформировали регулярный «московский выборный полк солдатского строя».

Бердыш пешего стрельца, XVII век. Коллекция и фото Государственного исторического музея, https://catalog.shm.ru/
Бердыш пешего стрельца, XVII век. Коллекция и фото Государственного исторического музея, https://catalog.shm.ru/

Пыжёвский переулок. Названием переулок обязан Потапу («преименованному Богданом») Климентьевичу Пыжову. Сын патриаршего стольника, а затем дворянина московского начал службу жильцом, в 1661 году стал стряпчим рейтарской службы. В начале 1668 года Пыжов возглавил стрелецкий приказ, который с 1635 года размещался в замоскворецкой слободе. А в феврале 1682 года (до бунта еще три месяца) пыжовские стрельцы подали царю Федору Алексеевичу челобитную: командир вычитает из жалованья половину и больше. Розыском занимался ближайший помощник царя боярин Иван Максимович Языков, который решил дело не в пользу стрельцов: жалобщиков били кнутом и отправили в дальние ссылки. Что же, в мае восставшие стрельцы отомстили Языкову, изрубив его. По прихоти судьбы сын Ивана Максимовича Семен при Петре I будет членом следственной комиссии по делу о стрелецком бунте 1699 года. Но вернемся к Пыжову. Стрельцы добились-таки его отставки и отправки воеводой в Кайгород. В 1691-1692 годах он – воевода в Самаре, с 1703 года – отставной стольник, согласно боярскому списку. Восемнадцатого ноября того же 1703 года Пыжов в возрасте 64 лет скончался в своей родовой вотчине – селе Молдино Вышневолоцкого уезда. А приходской стрелецкий храм Святителя Николая в Пыжах сохранился, его адрес: Большая Ордынка, дом №27/6. Название же переулка было официально зафиксировано лишь в 1912 году.

Храм Святителя Николая в Пыжах. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова
Храм Святителя Николая в Пыжах. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова

Стрелецкая улица, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Стрелецкие переулки. Получили название по Бутырской стрелецкой слободе, где размещался «московский выборный полк солдатского строя», сформированный в 1642 году.

Храм Рождества Богородицы в Бутырках/Бутырской слободе. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова. До наших дней дошел частично
Храм Рождества Богородицы в Бутырках/Бутырской слободе. Фотография 1881 года из альбома Н.А. Найденова. До наших дней дошел частично

Большой Сухаревский переулок, Малый Сухаревский переулок, Большая Сухаревская площадь, Малая Сухаревская площадь, Садовая-Сухаревская улица. В ночь с седьмого на восьмое августа 1689 года Петр I, узнав о вероятном покушении на его жизнь, уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь. Затем туда прибыла его семья. Восьмого же августа большая часть полка Лаврентия Панкратьевича Сухарева – стрельцов, живших в слободе у Сретенских ворот – отправилась в Преображенское и, не застав там царя, двинулась к Троице-Сергиеву монастырю. Через месяц пребывания царя под защитой монастырских стен и верных людей с заговором царевны Софьи Алексеевны было покончено. В октябре вышел указ о награждении полковника Сухарева, его офицеров и стрельцов «за их многую, верную и радетельную службу, что... августа в 8 числе, в селе Преображенском стояли на стенном карауле и, в ночи против вышеписанного числа, из села Преображенского шли они, Лаврентий с полчаны и с стрельцы за <…> Петром Алексеевичем <…> как ему, Великим господом учинился из того села поход от воров, от изменников... с товарыщи безвременно до Троицкого монастыря пеши, и пришли на скорых часех и в Троицком монастыре были до Его великого государя указу и его государское здоровье оберегали, и повеление его государское исполняли, и во всем многую свою верную службу показали, и к ворам, и к изменникам не приставали, и воровских их прелестных слов не слушали». Лаврентий Панкратьевич Сухарев получил 250 четей земли и 30 рублей к поместному окладу, вотчину с 400 четями пашни, а его стрельцы – 700 рублей на восстановление после пожара одной из своих приходских церквей – Живоначальной Троицы в Листах. (О второй церкви можно прочитать здесь ). А в 1691-1695 годах «во втором стрелецком полку стольника и полковника Лаврентия Понкратьева сына Сухарева» было возведено здание, что даст потом название близлежащим площадям и улицам-переулкам – Сухарева башня. Первый ярус представлял собой перестроенные в камне Сретенские ворота, второй – палаты, где расположилась, в частности, «полковая изба» стрельцов сухаревского полка. В 1697-1701 годах башню надстроили третьим ярусом, дополнили объем крыльцом в два марша. Я не буду дальше рассказывать историю сооружения, переду сразу к печальной его кончине – сносу в 1934 году.

 Сухарева башня в 1880-е годы. Фотография из коллекции Музея Москвы, https://mm.museum-online.moscow/
Сухарева башня в 1880-е годы. Фотография из коллекции Музея Москвы, https://mm.museum-online.moscow/
Церковь Живоначальной Троицы в Листах. Фотография автора
Церковь Живоначальной Троицы в Листах. Фотография автора

А про цвета стрелецких кафтанов можно прочитать здесь