Найти тему
Александр Ларин

Свидание за гробом

Услышал как-то на похоронах такое оптимистичное заявление: мол, ну теперь Петр Сергеич воссоединится там, наконец, со своей Верой Петровной… И тут же вспомнил гениальные строки Лермонтова из Гейне: «И смерть пришла: наступило за гробом свиданье… Но в мире новом друг друга они не узнали…» Кстати, у Лермонтова этот стих, пожалуй, намного сильнее, пронзительнее, чем в оригинале.

Во-первых, еще большой вопрос – возможно ли вообще такая встреча мертвецов? Для неверующего – уж точно нет.

Во-вторых, если даже представить себе такое, узнают ли они и в самом деле друг друга? Или получится, как у Лермонтова..?

Но это еще не самое страшное. Не узнали – ну, и не узнали. Это еще терпимо. Хуже – когда, скажем, свежеиспечённый мертвец мгновенно узнаёт свою любимую, а вот она его – нет, в полную в амнезию впала.

Или, может, что-то и вспоминает смутно, но до чего же это всё бесчувственно, отстранённо: «Да-да, помню, вы, кажется, были моим мужем…» Он к ней со слезами, с прежней любовью, думал, как всегда, скажет ему что-то приятное, обнадеживающее, а она с ним так холодно, на вы...

Или еще тягостнее – делает вид, что не узнала, хитрит, как это частенько случается на земле при встречах знакомых друг с другом людей, просто не желают общаться. Ну, да и понятно: она уже там обжилась, нового спутника, наверное, заимела – вон он из-за облака выглядывает, рожи злобные тебе корчит…

Говорю это, а сам никогда не поверю, что и со мной может быть такое. Чтобы не узнали мы с ней друг друга, пусть и преобразившись во что-то неземное, неплотское.

Нет, даже представить себе подобную картинку затрудняюсь.

Я и во встречу нашу там, конечно, не верю. Благие глупости это всё. Ну а уж в такое неузнавание, её отчуждение от меня – тем более.