Несколько дней назад, а именно 6 марта, я выкладывала здесь пост о своей находке ритуального ограждения некрещёных чувашей, именуемого Кардалла Ыра.
Одним из интересных примечаний, сделанных мной на одной из страниц статьи, было то, что внутри этого ограждения не было дерева, и информанты не помнят было ли оно там когда-либо вообще. Эта, казалось бы, малозначительная на первый взгляд деталь, побудила меня сначала задуматься о Кардалла Ыра как об уникальном эндемичном святилище, возможно не имеющим отношения к культу Киреметь, о котором пойдет речь сегодня. В статье «Из наблюдений обряда некрещёных чувашей Якушинского куста деревень» сказано: «На вопрос: "а не ограда ли это киреметища?" - информанты отвечают отрицательно». Возможно, сей эндемичный культ был локальной традицией, но берущий некоторые элементы из культа Киреметь?! Или все-таки данное святилище и есть Киреметь, но по какой-то причине его называют иначе?!
Киреметь (Керемет) является священным местом поклонения духам предков не только у чувашей, речь о которых шла выше, но и у марийцев, удмуртов, мари. Так как западная сторона символично связана с миром мертвых, именно в этой части от поселения, на возвышении близ водного источника, чаще всего выбиралось место для киремети. Таких священных рощиц в округе могло быть несколько. Стороны ограждения представляли четыре стороны Вселенной, в центре керемети обычно росло дерево или устанавливался столб, символизировавший Мировое Древо, а возвышение, на котором располагалось сие священное место, олицетворяло Мировую Гору.
Суть Керемет как духа в верованиях разных народов Поволжья мог несколько отличаться. Если обратиться к чувашской мифологии, то Киреметь считался старшим сыном верховного бога Турă, главным божеством нижнего мира, посредником между богами верховного и хтоническими духами нижнего миров. Некоторые исследователи же полагают, что культ мог развиться из слияния традиции почитания мертвых с культом мусульманских святых. «Подстрекаемые Шуйттаном люди убили его и сожгли. Чтобы скрыть от бога содеянное, прах развеяли по ветру, и повсюду образовались киреметища». Но легенд, как и версий, на самом деле, довольно много. Если же мы обратимся к исследователям культа Керемет у удмуртов, то в текстах этнографов заметим не всегда положительное отношение к этим святилищам.
Ни для кого не будет открытием, что в периоды насильственной христианизации поволжских народов киремети подвергались уничтожению путём сожжения. Такая же практика происходила и в атеистический период нашей страны как с киреметищами, так и с любыми сохранившимися языческими капищами. Конечно, некоторые места, на которых располагались эти святилища, почитаются местными и посещаются туристами до сих пор. Во многих случаях они выглядят «христианизированными», например, как священные источники близ которых расположены скамейки, часовни-беседки с иконами. Но бывают и исключения. Например, Дуб - Киреметь в Кшаушском сельском поселении. Давайте обратимся к статье Атаманова Михаила Гавриловича, где можно узнать о некоторых удмуртских топонимах.
Но меня до сих пор интересует то святилище, именуемое Кардалла Ыра, которое, якобы, «не является оградой киреметища». Мне удалось найти в статье Н. Р. Романова «Культ Киреметя у чуваш» возможное объяснение:
То есть, можно сделать предположение, что Кардалла Ыра («огороженное добро») могло и быть киреметью, но намеренно или по устоявшейся традиции представляться информантами исследователям иначе. Для того, чтобы уверенно и твердо рассуждать на подобную тему, нужно быть все-таки носителем чувашской веры. Поэтому мне бы очень хотелось услышать мнение на сей счет более знающих людей.