Найти тему

Древний чувашский культ Киреметь. Поможете разгадать загадку?!

Несколько дней назад, а именно 6 марта, я выкладывала здесь пост о своей находке ритуального ограждения некрещёных чувашей, именуемого Кардалла Ыра.

Одним из интересных примечаний, сделанных мной на одной из страниц статьи, было то, что внутри этого ограждения не было дерева, и информанты не помнят было ли оно там когда-либо вообще. Эта, казалось бы, малозначительная на первый взгляд деталь, побудила меня сначала задуматься о Кардалла Ыра как об уникальном эндемичном святилище, возможно не имеющим отношения к культу Киреметь, о котором пойдет речь сегодня. В статье «Из наблюдений обряда некрещёных чувашей Якушинского куста деревень» сказано: «На вопрос: "а не ограда ли это киреметища?" - информанты отвечают отрицательно». Возможно, сей эндемичный культ был локальной традицией, но берущий некоторые элементы из культа Киреметь?! Или все-таки данное святилище и есть Киреметь, но по какой-то причине его называют иначе?!

Страница статьи «Из наблюдений обряда некрещёных чувашей Якушинского куста Нурлатского района Республики Татарстан». Федотова (Ермилова) Елена Владимировна.
Страница статьи «Из наблюдений обряда некрещёных чувашей Якушинского куста Нурлатского района Республики Татарстан». Федотова (Ермилова) Елена Владимировна.

Киреметь (Керемет) является священным местом поклонения духам предков не только у чувашей, речь о которых шла выше, но и у марийцев, удмуртов, мари. Так как западная сторона символично связана с миром мертвых, именно в этой части от поселения, на возвышении близ водного источника, чаще всего выбиралось место для киремети. Таких священных рощиц в округе могло быть несколько. Стороны ограждения представляли четыре стороны Вселенной, в центре керемети обычно росло дерево или устанавливался столб, символизировавший Мировое Древо, а возвышение, на котором располагалось сие священное место, олицетворяло Мировую Гору.

Н.К. Сверчков. «Поклонение Киремети». 1940.
Н.К. Сверчков. «Поклонение Киремети». 1940.
-4
«Чувашское моление у керемети». Картина А. И. Миттова.
«Чувашское моление у керемети». Картина А. И. Миттова.

Суть Керемет как духа в верованиях разных народов Поволжья мог несколько отличаться. Если обратиться к чувашской мифологии, то Киреметь считался старшим сыном верховного бога Турă, главным божеством нижнего мира, посредником между богами верховного и хтоническими духами нижнего миров. Некоторые исследователи же полагают, что культ мог развиться из слияния традиции почитания мертвых с культом мусульманских святых. «Подстрекае­мые Шуйттаном люди убили его и сожгли. Чтобы скрыть от бога содеянное, прах развеяли по ветру, и повсюду образовались киреметища». Но легенд, как и версий, на самом деле, довольно много. Если же мы обратимся к исследователям культа Керемет у удмуртов, то в текстах этнографов заметим не всегда положительное отношение к этим святилищам.

Ни для кого не будет открытием, что в периоды насильственной христианизации поволжских народов киремети подвергались уничтожению путём сожжения. Такая же практика происходила и в атеистический период нашей страны как с киреметищами, так и с любыми сохранившимися языческими капищами. Конечно, некоторые места, на которых располагались эти святилища, почитаются местными и посещаются туристами до сих пор. Во многих случаях они выглядят «христианизированными», например, как священные источники близ которых расположены скамейки, часовни-беседки с иконами. Но бывают и исключения. Например, Дуб - Киреметь в Кшаушском сельском поселении. Давайте обратимся к статье Атаманова Михаила Гавриловича, где можно узнать о некоторых удмуртских топонимах.

-6
-7
-8

Но меня до сих пор интересует то святилище, именуемое Кардалла Ыра, которое, якобы, «не является оградой киреметища». Мне удалось найти в статье Н. Р. Романова «Культ Киреметя у чуваш» возможное объяснение:

-9

То есть, можно сделать предположение, что Кардалла Ыра («огороженное добро») могло и быть киреметью, но намеренно или по устоявшейся традиции представляться информантами исследователям иначе. Для того, чтобы уверенно и твердо рассуждать на подобную тему, нужно быть все-таки носителем чувашской веры. Поэтому мне бы очень хотелось услышать мнение на сей счет более знающих людей.