К сожалению, практически все люди в детстве сталкиваются с психологическими травмами. И вопрос не в том, как их избежать, а в том, как правильно с ними справляться.
Травматичный опыт детства: 3 варианта последствий
- 1-й вариант. Делает взрослого человека сильнее.
- 2-й вариант. Становится поводом для хронического недовольства собой и жизнью (формируется личность невротика).
- 3-й вариант. Приводит к тяжелым «сломам» психики и нарушениям на уровне психозов.
Каждый взрослый человек имеет в своей душе более или менее скрытую каморку, где хранятся реквизиты драмы его детства.
Алис Миллер
От чего зависит успешность в переработке психотравмы?
От характера травмы, защитных возможностей ребенка на тот момент (чем младше, тем труднее справиться) и от реакции семьи и близких на событие. Причем самым важным является именно этот, последний фактор.
В качестве иллюстрации рекомендуем посмотреть фильм «Повелитель приливов» (1991 год), где как раз отрицание семьей травмы привело к тому, что во взрослом возрасте один ребенок стал невротиком, а второй – психотиком.
Кто такой невротик?
Если кратко – это человек, который, в связи с детскими психотравмами, так и не смог достаточно повзрослеть.
10 признаков личности невротика
- 1. Невротическая гордость: потребность быть самым лучшим и вызывать восхищение.
- 2. Перфекционизм: стремление быть идеальным, добиваться всего и сразу.
- 3. Жизнь по принципу «надо»: жесточайшие требования к себе и другим. Это дает высокую работоспособность, но низкий уровень заботы о себе приводит в итоге к срывам.
- 4. Зависимость от внешней оценки («мнение окружающих обо мне ценнее, чем мое собственное»). Стремление получать одобрение от всех окружающих, даже от совершенно чужих людей.
- 5. Высокая тревожность, беспокойство возникает в ответ не на реальную ситуацию, а на постоянные негативные прогнозы.
- 6. Склонность к манипуляциям, в отношениях стремление получать подтверждение своей ценности («докажи, что любишь»).
- 7. Пассивность, когда речь идет об улучшении своей жизни («бороться бесполезно»).
- 8. Готовность страдать, занимать позицию Жертвы.
- 9. Очень ограниченный диапазон способов совладания со стрессом.
- 10. Высокий уровень способностей, что в сочетании с умением себя «заставить» часто приводит к социальному успеху. Но внутри остается пустота и недовольство собой, ощущение проживания «не своей жизни».
Какие бывают детские психотравмы и к чему они приводят?
1. Травма «брошенности»
Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.
Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.
К чему приводит?
Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.
2. Травма «отвержения»
Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.
К чему приводит?
К чувству собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. Если ребенок – девочка, то из нее также может вырасти «холодная» мать.
3. Травма «лишения»
Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.
К чему приводит?
Привычка обесценивать свои потребности, «глухота» к своему организму, отсутствие контакта с желаниями («не понимаю, чего хочу на самом деле»).
4. Травма «предательства»
Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.
Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).
Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А. Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших.
К чему приводит?
Потеря чувства доверия, отчуждение или, наоборот, попытки угодить окружающим. Гиперконтроль (чтобы все предвидеть и избежать предательства в будущем).
5. Травма сексуального соблазнения
Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.
К чему приводит?
Практически всегда вызывает серьезные эмоциональные и сексуальные расстройства.
6. Травмы, связанные с физическим насилием
Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.
К чему приводит?
К хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).
7. Травмы «унижения» или нарциссические травмы
Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».
В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.
К чему приводит?
К постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях.
Этот список далеко не полный, но, думаю, даже в нем почти каждый взрослый может найти что-то, что могло происходить с ним в детстве.
Делают нас невротиками детские психотравмы, но продолжаем оставаться невротиками уже мы сами, по собственной воле.
Говоря по-другому: «главное – не то, что сделали в детстве с нами, а то, что мы сейчас делаем с этим опытом».
Можно ли перестать быть невротиком?
Безусловно. Более того, психотерапия невротического характера обычно очень успешна.
Многое можно сделать самостоятельно. Важно начать и понимать вектор движения.
Это в первую очередь формирование «взрослого» взгляда на жизнь. Изменение установок и получение нового опыта, позволяющего действительно увидеть реальность такой, какая она есть, а не глазами страдающего травмированного ребенка.
Берегите себя и становитесь «хорошими родителями», в первую очередь для своего собственного Внутреннего Ребенка.
6 фильмов, в которых показано, как детские психотравмы формируют личность невротика
- 1. «Повелитель приливов» (1991)
- 2. «Управление гневом» (2003)
- 3. «Страна садов» (2003)
- 4. «Убей меня позже» (2001)
- 5. «Загадочная кожа» (2004)
- 6. «Пианистка» (2001)
А в этих фильмах детские психотравмы приводят к более серьезным нарушениям, на уровне психозов
- 1. «Черный лебедь» (2010)
- 2. «Цвет ночи» (1994)
- 3. «Сибилла» (2006)
- 4. «Клетка» (2000)
Книги, которые стоит прочесть, чтобы лучше разобраться в теме
- «Женщины, которые любят слишком сильно» Робин Норвуд
- «Узник иной войны» Мэрилин Мюррей
- «Драма одаренного ребенка» Алис Миллер
- «Пробуждение Тигра – исцеление травмы» Питер А. Левин
- «Счастливый невротик, или Как стать родителем самому себе» Джеоф Грэхэм
- «Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо