Найти в Дзене
История

Тонкая работа или как продать подделку в Лувр

Началось всё как обычно с маленьких афер. Братья Шепсель и Лейба Гохман, купцы третьей гильдии, владели небольшой антикварной лавкой. Помимо законных продаж они сотрудничали с "бугровщиками" — людьми, который раскапывали курганы в поисках ценных предметов. По правилам такую находку нужно было отдать в Археологическую комиссию, но продать её братьям Гохман было куда прибыльнее, хотя и незаконно.

Особо популярным товаром среди коллекционеров считались мраморные греческие плиты. На таких плитах высекались законы, чтобы каждый житель мог ознакомиться с ними. Проблема состояла в том, что такие сокровища попадались редко, а денег хотелось сейчас, поэтому братья Гохман пошли на обман. Они нашли нужных людей: каменщиков и специалистов по древнегреческому языку. С их помощью купцы организовали подпольную мастерскую. Продажа таких плит приносила огромную прибыль. Покупателей даже не смущали ошибки в тексте, Гохманы объяснили это просто — не все древнегреческие писцы отличались превосходной грамотностью. На такой товар был спрос даже у музеев, это привело к тому, что братья решили расширить бизнес.

Самой крупной аферой Гохманов стала продажа "Тиары Сайтаферна". Изделие они заказали у ювелира Израиля Рухомовского. Братья сотрудничали с ним ни в первый раз и прекрасно знали о его способностях. Рухомовскому сообщили, что нужно сделать подарок для профессора—археолога, чем собственно и занимался ювелир на протяжении 8 месяцев. За свою работу Рухомовский получил 1800 рублей. Гохманы получили своё "сокровище", так что им осталась лишь найти достойного клиента.

     Тиара Сайтаферна
Тиара Сайтаферна

В 1895 году ещё до того как была закончена тиара, Гохманы организовали приманку. В венской газете вышла статья о том, что крестьяне нашли некую дорогую вещь, и, возможно, покинут Российскую империю, чтобы не отдавать сокровище государству. В 1896 году братья вывезли тиару заграницу, и первым в списке их "жертв" стал венский Императорский музей. Опытные искусствоведы осмотрели изделие и сошлись во мнении, что оно подлинное. Но сделка не состоялась, у музея не оказалось требуемой суммы.

-3

Потерпев неудачу, Шепсель Гохман оставил тиару посредникам, а сам вернулся домой. Продажей занялись антиквар Антон Фогель и маклер Шиманский. Сначала они предложили древнюю находку Британскому музею, а после их отказа, обратились в Лувр. Французские эксперты подтвердили подлинность тиары, и 1 апреля музей выкупил изделие за 200 000 франков (около 50 тысяч рублей). От этой суммы Гохман получил 84 000 франков, оставшаяся часть ушла в качестве комиссионных. Позже он подал на своих посредников в суд, ссылаясь на то, что как хозяин тиары он планировал получить прибыль побольше.

     Израиль Хацкелевич Рухомовский
Израиль Хацкелевич Рухомовский

Вокруг тиары же разворачивалась своя драма. Некоторые учёные высказывались, что древняя находка является лишь искусной подделкой. Но на многочисленные доводы представители Лувра почему-то закрывали глаза. И лишь спустя 7 лет, благодаря резонансу в прессе этим вопросом занялись вплотную. Произошло все по чистой случайности, скульптор Родольф Элина, он же Анри Майенс, оказался уличён в подделке картин Анри Пийя. Обиженный Элина заявил, что будет раскрывать подделки в мире искусства и начал присваивать себе некоторые работы. В частности он высказался, что "Тиара Сайтаферна" сделана по его эскизу и создана под его руководством. Эта заметка попала в газету, а на следующий день было напечатано опровержение слов Элина. Ювелир К. Лифшиц, только прибывший из Одессы, заверял, что знает истинного создателя тиары. Он лично видел, как его друг Рухомовский работал над изделием, сам же мастер рассказал, что это частный заказ, и не о каком древнем изделии речи и не шло. Ещё одной свидетельницей в пользу Рухомовского стала госпожа Нагеборг-Малкина, тоже проживавшая в Одессе в годы создания тиары. Лувр не поверил и в эту провокацию, однако под давлением прессы и общества, руководство было вынуждено убрать экспонат и заняться расследованием.

-5

В итоге из Одессы был вызван Израиль Рухомовский, который смог доказать, что это его работа. Экспонат переместили из зала античных искусств в современный. Скандал разразившийся вокруг тиары заставил директора национального музея Альберта Кемпфена покинуть свою должность. Рухомовского к ответственности не призвали, ведь он не продавал товар, и даже наградили золотой медалью "Салона декоративных искусств". Ювелир рассказал, что заказчиком был некий купец, а о братьях Гохман он умолчал. Аферисты так и не были наказаны за продажу подделки в Лувр. Шепсель после скандала решил оставить "тёмные" дела. Его брат Лейба вернулся к продаже серебряных подделок под старину. Он получил 1,5 года за попытку реализовать "древнегреческие" монеты, а после революции благополучно перебрался в Берлин, где продолжил заниматься торговлей "старинных" вещей.

Музеи
137 тыс интересуются