Уникальным ученым, первопроходцем в истории цветной фотографии был С. М. Прокудин-Горский. Он сумел запечатлеть Российскую империю в последние годы ее существования: строящуюся, работающую, осваивающую новые земли — и срывающуюся в катастрофу с начала Первой мировой войны, а потом революции. Главный результат его деятельности — «Коллекция достопримечательностей России» (около двух тысяч цветоделённых негативов).
«Я езжу по всей России, — говорил он на Всероссийском съезде художников в Петрограде (декабрь 1911-январь 1912), — и делаю снимки, руководствуясь указаниями и этнографов, и художников, и главным образом местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо; я воспроизвожу все древнее, все интересное в том или ином отношении... Цель моей работы — дать возможность наглядным обучением школе и народу ознакомиться со своим государством, знать его промышленность, кустарную и в широком смысле, народности и т. д. Понятно, знание своей родины это первая задача каждого живущего в государстве человека».
Прокудин-Горский из старого дворянского рода уезда Владимирской губернии, но до сих пор не удалось найти его послужной список, так что нет сведений о полученном им образовании.
В 80-х — начале 90-х годов Прокудин-Горский занимается в университетской лаборатории Д. И. Менделеева, берет уроки живописи в Академии художеств, известен как скрипач-любитель в музыкальных салонах Петербурга. Во второй половине 90-х годов его все больше интересует фотохимия и проблемы научной фотографии.
Однако официальное членство в Императорском русском техническом обществе (ИРТО) и научном Русском географическом обществе (РГО) свидетельствуют о том, что высшее образование он имел, по-видимому, химико-технологическое, так как первоначально стал членом Химико-технологического отдела ИРТО, где в 1896 г. сделал доклад «О современном состоянии литейного дела в России».
В 1901 г. ученый открывает в Петербурге (Большая Подъяческая, 22) химическую лабораторию и фототехническую мастерскую, к ней позже присоединяются редакция журнала «Фотограф-любитель» и печатня, в которой цветные снимки преобразуются в открытки и настенные картины. Уже в первой половине 1907 г. четырьмя сериями выпускаются 89 «Открытых писем» в натуральных цветах, на обороте каждого пометка: «С натуры. С. М. Прокудин-Горский. Спб., Б. Подъяческая, 22».
Листайте вправо → чтобы посмотреть все изображения
Впервые сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии было сделано Прокудиным-Горским 13 декабря 1902 г., а в январе 1905 г. он:
«ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. В числе их были весьма различные по колориту и содержанию, так, например, виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих».
В 1905 г. Прокудин-Горский открыл (создал) новое красочное вещество сложного состава, значительно превосходящее красочные сенсибилизаторы, впервые примененные в 1902 г. немецкими химиками Мите и Траубе, в отличие от которых состав Прокудина-Горского делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всем частям цветового спектра.
С 1906 г. Прокудин-Горский становится ведущим и признанным мастером цветной фотографии, к нему приходит и европейская известность: весной 1906 г. он принимает активное участие в конгрессе по прикладной химии в Риме, выступая с двумя докладами на секции фотохимии и фотографии. Летом несколько раз посещает «Всеобщую фотографическую выставку» в Берлине, работает в Италии и Париже. Получает золотую медаль на международной выставке в Антверпене «За снимки в красках непосредственно с натуры» и жетон «За лучшую работу в красках» в Ницце на выставке «Photo Club».
Начало целенаправленных экспедиционных съёмок Российской Империи стало возможным только после демонстрации цветных изображений Николаю II в Царском Селе.
У фотохудожника появилась реальная возможность осуществить свой грандиозный замысел: «Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах».
Мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях выделяли пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, а для р. Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала в Екатеринбург был прислан автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали мастеру доступ во все места Российской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в успешном проведении съёмок.
Летом 1909 г. на пароходе «Шексна» фотограф отправляется снимать Мариинский водный путь. В летние месяцы 1910 г. мастер фотографирует Волгу с верховьев до Нижнего Новгорода, Каму, Северный и Южный Урал. Запечатлев Ржев, Старицы, Осташков, Владимир, Торжок, Тверь, Кострому, Оршу, Калязин и другие малые и большие города, сёла с церквами и погостами, избы и крестьян-тружеников...
Прокудин-Горский писал: «Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна, и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же делались копии и вносились в альбом».
Фотограф вспоминает, что демонстрируя в очередной раз императору отснятый материал, он обратился с просьбой «разрешить использовать исполненные мною снимки для образовательных целей, для школ и народных аудиторий», на это Государь ответил мне: «Я буду очень рад, если сверстники моего сына будут изучать и познавать нашу великую родину по сделанным Вами снимкам».
Реализуя эту идею, Прокудин-Горский изобретает дешёвый способ изготовления цветных диапозитивов на прозрачной основе, чтобы любая школа с помощью дешёвого проектора и керосиновой лампы могла приобщить своих учеников к знанию отечества. Изобретение было запатентовано в России и в Европе.
Наряду с постоянными экспедиционными съёмками и преподаванием фотохимии и фототехники в Технологическом институте Прокудин-Горский активно занимается созданием цветного кинематографа.
«Я воспроизвожу всё древнее, всё интересное в том или ином отношении», — говорил Прокудин-Горский. И конечно, он не мог обойти вниманием жемчужину Рязанского кремля — Архиерейский дом. Всех, кто видел строение, поражали его размер и великолепие. Это здание до сих пор считается одной из лучших построек Рязани, а в народе называют «дворцом Олега». По преданию, на этом месте в XIV веке стоял терем знаменитого рязанского князя Олега. С XVI века княжеский терем обращён в Архиерейский дом. Несмотря на неоднократные переделки и перестройки, чертоги Олега всё ещё сохранили с лицевой стороны свою архитектуру.
Особое место в наследии Прокудина-Горского занимают портреты Л. Н. Толстого, Эмира Бухарского и Ф. И. Шаляпина.
К 80-летию Толстого был сделан первый «портрет с натуры в натуральных красках», получивший широкую известность, напечатанный в форме открыток и различных по размеру «настенных картин», некоторые из которых сохранились до нашего времени.
Портреты, большинство пейзажных и архитектурных снимков мастера с полным правом можно отнести к художественной фотографии, однако сам фотохудожник свою главную задачу видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего». Он настаивает в своей полемике с фотохудожниками нового направления, что «фотография всё-таки искусство протокольного характера».
Выступая на IV съезде русских зодчих с докладом «Памятники старины Мариинской системы и Верхнего Поволжья и несколько слов о значении цветной фотографии» мастер отмечает: «Всякий предмет, начиная от церковной колокольни и кончая полотенцем кустарного производства, если носит на себе печать художественного мастерства, представляет собой драгоценность в общей сокровищнице отечественной культуры. Всякий предмет, в котором запечатлена душа великого народа, должен оберегаться, как ценица ока, должен составлять национальную гордость, потому что пусто, уныло, мертво в той стране, где нет возбуждающих дух национальных реликвий, в чём бы они не заключались».
Сергей Михайлович Прокудин-Горский оставил нам энциклопедию ушедшей эпохи. И если некоторые памятники, о бедственном положении коих он тревожился, удалось со временем восстановить, то большая их часть осталась только на его снимках.