Найти в Дзене
Кино с чаем

Неоконченная пьеса для механического пианино: привычный досуг сборища интеллигентных бездельников

Сюжет разворачивается в поместье вдовы генерала, Анны Петровны Войницевой, симпатичной аристократки в самом соку лет, которая не знает, чем себя занять от безделья. Она созывает гостей - друзей из высшего общества в провинциальную усадьбу, доставшуюся ей и её пасынку Сержу в наследство от умершего мужа-генерала. В диалогах и поведении героев фильма раскрываются их характеры и скрытые стороны.

Скриншот из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" 1977г.
Скриншот из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" 1977г.

Самым первым перед зрителем предстает доктор Николай Трилецкий, молодой мужчина, судя по всему одинокий, жадный и приветствующий халяву, о чём говорит его приставания к хозяйке поместья с целью возврата ею денег за проигрыш в шахматах, а также беспардонные просьбы подать еду гостям. А вот когда к нему пришёл человек из простого народа с просьбой помочь его сильно захворавшей жене, тот просто отказался ехать, сказав , что занят и приедет завтра или послезавтра.

Следующий среди гостей - загадочный господин Герасим Кузьмич Петрин, постоянно читающий газету и периодически выставляющий цитаты из неё в чужие разговоры. Ему абсолютны не интересны приглашённые гости. В диалог он вступает во второй половине фильма, когда все трапезничают за столом. Его задевают слова одного из гостей о людях из простого народа, которых он называет "чумазыми". Из диалога мы узнаем, что Петрин никто иной, как кредитор Анны Петровны, спонсирующий сие мероприятие.

Ещё один гость - Порфирий Семёнович Глагольев, престарелый воздыхатель Анны Петровны. Непонятно зачем он бегает за ней, зная что абсолютно ей не интересен, как мужчина.

А вот товарищ, брезгующий "чумазыми" людьми и всё время об этом твердящий - ещё один кредитор хозяйки, Павел Петрович Щербук.

В отдельных рядах стоит отметить две сладкие парочки: супруги Александра и Михаил Платоновы, а также Софи и Серж Войницевы. Когда все гости наконец-то в сборе начинают разворачиваться настоящие страсти.

Скриншоты из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" 1977г.
Скриншоты из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" 1977г.

Эдаким альфа-самцом перед нами предстает Михаил Платонов. С одной стороны среди всей этой массы бездельников и глупцов он единственный, кто рассуждает более менее здраво и справедливо. Он не скрывает свою раздражённость поведением некоторых гостей. К примеру, когда доктор Трилецкий не поехал к пациентке, тот его пристыдил. С другой стороны к Платонову применительно поговорка "наш пострел везде поспел". Будучи семейным человеком он бегает налево к генеральской вдове Анне Петровне. К тому же Софи, жена Сержа (пасынка Анны Петровны) оказалась бывшей девушкой Михаила Платонова. А вот к своей жене, Сашеньке, дочери полковника Ивана Трилецкого, кроме раздражительности он ничего не испытывает и особо этого не скрывает.

Супруга Платонова - Сашенька, миловидная женщина, вечно сдувающая со своего мужа пылинки, и закрывающая глаза на очевидные вещи. Например, когда гости начали играть в фанты, хозяйка поместья, Анна Петровна, подстроила так, чтобы они с Платоновым поцеловались. И во время этого долгого поцелуя Сашенька просто стояла рядом, наблюдала и улыбалась, принимая это за игру.

Следующий персонаж - Сергей Войницев (Серж) - наследник поместья, пасынок Анны Петровны - самолюбивый инфантильный аристократ, без конца говорящий какие-то глупые вещи. Например, после того, как его супруга, Софи, ляпнула, что хочет помочь матерям из простого народа покормить детей, он решил, что тоже проявит милость и раздаст свои дорогие фраки крестьянам. За это Михаил Платонов усмехнулся над ним, намекнув, что его фраки трудящимся крестьянам уж точно не нужны.

Софи - супруга Сержа и, как выяснилось, бывшая девушка Платонова, которая когда-то уехала от него, обещав вернуться, но так и не вернулась. Она - воплощение, а скорее карикатура образа женщины с прогрессивными взглядами, не приемлющей целование рук дамам, и с лёгкостью принимающей судьбоносные решения.

Сама хозяйка поместья, Анна Петровна, не скрывает своего желания продолжить любовные отношения с Михаилом Платоновым, пытаясь с ним уединиться. Но он всяческими способами старается от неё отвязаться. Ведь перед его глазами теперь стоит Софи, его бывшая и может быть единственная в жизни влюблённость.

Проведя день в пустых разговорах и таких же развлечениях (игра в фанты и никому не нужное механическое пианино), гости идут смотреть на праздное завершение дня - фейерверк.

В порыве чувств под пледом юношеских воспоминаний Платонов уединяется с Софи, чем провоцирует размолвку среди супругов Войницевых. Кстати на вопрос Платонова: зачем она вышла замуж за бездельника Сержа, та ничего вразумительного не ответила, попросив, чтобы тот не терзал её душу.

Под влиянием вспыхнувших чувств Софи предлагает Платонову уехать вместе и начать новую жизнь.

Сам же Платонов, окончательно запутавшись в своих чувствах, начинает бегать по поместью в истерике, выкрикивая какие-то фразы, касаемые своей безрассудности и никчемности. Тут ещё Порфирий Семёнович, узнав, что Анна Петровна - любовница Платонова, пытается его наказать, бегая за ним по улице с палкой. В итоге Михаил Платонов бежит к реке, где хочет утопиться. Но там его ожидает мелководье.

Его супруга, Сашенька, начинает успокаивать его, как малое дитя, тем самым намекая, что её безграничной любви и заботы хватит на них обоих.

В это время Серж, который хотел уехать от своей неверной супруги, спит в карете посреди двора, а рядом сидит его жена, Софи, которая получив отказ от Платонова, видимо, решила вернуться обратно к мужу.

На этом фильм заканчивается, оставляя зрителю додумать итог всего произошедшего. Но скорее всего всё вернётся на свои места, и герои будут продолжать жить своей прежней жизнью, периодически собираясь на такие же мероприятия с пустыми разговорами, странными дурачествами и любовными интригами.

*

Рекомендую к просмотру.

Спасибо за внимание.