Многие люди, услышав титул "эмир бухарский", сразу вспомнят знаменитую книгу Леонида Соловьева о насмешнике и весельчаке Ходже Насреддине, который ловко обводил вокруг пальца всесильного правителя. В своей повести Соловьев показал эмира Бухарского ханства как жадного и жестокого властелина. Но кем был на самом деле этот человек?
Миллион рублей для победы
Его судьба вышла непростой. Процарствовав всего 10 лет, он был свергнут собственным народом, бежал, пытался воевать против Красной Армии, но потерпел сокрушительное поражение и осел за границей.
Сеид Алим-Хан, последний эмир Бухары, происходил из династии Мангытов, которая правила Бухарским эмиратом с середины XVIII века. Бухара представляла собой полностью феодальную монархию, и с 1873 года находилась под протекторатом Российской империи. Это было практически полностью автономное государственное образование в Туркестане. Единственным ограничением, наложенным императором, был запрет на рабовладение. Также русские купцы получали право свободной торговли на территории эмирата и освобождались от пошлин. Зато в остальном власть бухарского эмира была безграничной и даже налоги, которые он собирал с подданных, все до копейки оставались в его владениях.
Алим-Хан пользовался сполна всеми привилегиями. Это был типичный восточный деспот, жестокий, жадный и хитрый. Население бухарского эмирата (около 3 миллионов человек) он обложил высокими налогами, а своим визирям и чиновникам не платил жалование, предлагая тем выживать за счет взяток и поборов.
Он пришел к власти в 1910 году после смерти отца и за короткое время сумел приумножить свои богатства, о которых ходили настоящие легенды. Впрочем, легенды были недалеки от истины и стоимость всего состояния Алим-Хана современные исследователи оценили в 15 миллионов фунтов стерлингов. Обладая такими деньгами, эмиру не составляло никакого труда после начала Первой мировой войны ежегодно жертвовать "для победы" (так он писал в телеграммах Николаю II) по миллиону рублей золотом. За это он был всячески обласкан властью и даже получил звание генерал-лейтенанта русской армии, не говоря уже об орденах.
Бухарский изгнанник
Однако как только власть самодержавия пала и Николай II подписал манифест об отречении, Алим-Хан тут же заявил о полном суверенитете Бухарского эмирата и аннулировал договор о протекторате 1873 года. Но полная независимость ему мало что дала — сначала в эмирате произошла революция, а в 1920 году на помощь бухарскому народу пришла Красная Армия во главе с Михаилом Фрунзе. В августе 1920 года Бухара пала, а Алим-Хан вместе со своими женами, наложницами, визирями и остатком армии сбежал в восточную часть эмирата, которую не контролировали большевики.
Там он попытался организовать контрнаступление против Советов, но был наголову разбит и бежал в соседний Афганистан к своему другу эмиру Аманулле. Именно в Кабуле и осел Алим-Хан, ведя скромный образ жизни. Почему скромный? Да потому что все счета эмира в российских банках были национализированы, а в зарубежных — заблокированы по требованию властей СССР. Физически из Бухары он вывез не так много сокровищ, большая их часть осталась во дворце и была перемещена в Москву, о чем сохранились подробные отчеты.
Так что Алим-Хан со своим многочисленным семейством в Кабуле отнюдь не сибаритствовал, а вел довольно скромный образ жизни. По отдельным сведениям, он пытался наладить бизнес на торговле каракулем, да погорел и остался в убытке. Однако это не помешало ему материально поддерживать басмачество, которое советская власть сумела победить в Средней Азии лишь в 30-е годы.
Умер Алим-Хан в 1944 году, почти полностью ослепший в окружении детей и внуков. Его потомство на сегодня составляет порядка 500 человек, которые расселились очень широко — в Афганистане, Пакистане, Турции, Иране и США.
Особый интерес представляют судьбы троих сыновей, которые по неизвестной причине не смогли покинуть с отцом Бухару и попали в руки большевиков. При аресте они счастливо избежали расстрела, а ведь их жизнь висела на волоске. Но советское правительство решило их оставить в живых исключительно в целях пропаганды в свою пользу. Для этого Султанмурад, Шохмурод и Рахимхан (примерно 8–10 летнего возраста) были вывезены в Москву и помещены в детский дом для сирот погибших красноармейцев.
Голодовка и расстрел
Старший из троих — Султанмурад, был инвалидом с детства и сильно хромал. В детдоме он не выделялся среди воспитанников, был тихим и застенчивым мальчиком и все время посвящал учебе. После выпуска из дома сирот закончил Рабфак и стал работать на фабрике инвалидов. Тяга к знаниям у Султанмурада осталась, и он принялся за самостоятельное изучение английского языка. Это его и сгубило.
В начале 30-х Султанмурад Алимханов был арестован НКВД с предъявлением обвинений в связях с британской разведкой. Сохранились сведения, что он отказался подписывать бумаги против себя и объявил голодовку. Скончался в Бутырской тюрьме от истощения в 1932 году.
Меньше всего сведений про младшего сына. Рахимхан незадолго до начала Великой Отечественной решил сбежать из СССР к отцу в Афганистан. До границы он добрался успешно, но при переходе был арестован пограничниками. По одним сведениям был расстрелян на месте, по другим — вывезен в Москву и после короткого следствия расстрелян во дворе Лефортовской тюрьмы.
Судьба генерала
Гораздо более содержательной и бурной вышла судьба среднего сына бухарского эмира. Шохмурод с детства мечтал стать военным. Но как сыну врага народа, о поступлении в военное училище ему и нечего было думать. После выпуска из детдома он сдал экзамены в институт угольной промышленности и благополучно проучился там три года. Однако мечты своей не оставил.
По воспоминаниям друзей, кто-то подсказал Шохмуроду мысль публично отречься от отца. Тогда с него могли бы снять клеймо врага народа и разрешить поступить в военное училище. Так и произошло. В газете "Известия" в начале 30-х было опубликовано открытое письмо Шохмурода Алимханова. В нем он писал, что до революции Бухара была придатком царской России, но потом пришла Красная Армия и выгнала трусливого эмира, который сбежал и сейчас нищенствует в Афганистане. Параллельно он хвалил советскую власть за то, что дала возможность получить образование. А в конце сын уже в открытую оскорблял отца:
Грязный, бестолковый… Потому тебя и поборола советская власть. Мы — враги. Шохмурод Алимханов.
Сложно сказать насколько искренними были эти слова. Вероятней всего они написаны под диктовку НКВД. Но как бы то ни было, в училище Шохмурод поступил, а после окончания продолжил учебу в Военно-инженерной академии имени Куйбышева. С началом войны отправился на фронт и провоевал до 1944 года. Получил тяжелое ранение, ему ампутировали ногу, и после выписки из госпиталя Шохмурод Алимханов вернулся в академию, но уже на преподавательскую работу. В 50-х получил должность заведующего кафедрой и звание генерал-майора. Вышел рано в отставку и умер в Москве в 1985 году в возрасте 75 лет.
Многие из тех, кто окружал генерала Алимханова, не знали об его истинном происхождении. Он рассказал о своем прошлом лишь только двум самым близким друзьям и по воспоминаниям одного из них, "когда Шохмурод приходил к нам в гости с женой Лидией Михайловной, то, выпив, вспоминал родителей и плакал".
Вот такие разные судьбы троих детей последнего эмира Бухары. Что же до остального потомства, то на сегодняшний день живы лишь самые поздние дети Алим-Хана. Одна из них — известная американская журналистка Шукрия Раад Алими, которая живет в Вашингтоне и любит раздавать интервью.
Жизнь последнего бухарского эмира круто изменил Михаил Фрунзе, который командовал частями Красной Армии при штурме Бухары. Сам он ушел из жизни в расцвете сил, лежа на операционном столе под светом софитов. Но так ли это? 👇:
(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: aif.ru; podrobno.uz; ik-ptz.ru; xfile.ru)