Найти в Дзене
Соккар

Диоген и Лисий

Придвинув папирус к себе, Диоген Лаэртский читал жизнеописание Диогена Синопского, сына менялы Гикесия, по прозвищу "Собака". Рукопись была очень старая, год Олимпиады не был указан, отсутствовала на ней и начало. На столе рядом находилась его книга жизнеописаний знаменитых философов Древней Греции, в которую он каждый день вносил новую запись.

...Девятого числа месяца таргелиона на рыночной площади Афин торговец снадобьями Лисий встретил Диогена. На нём не было одежды и он шёл, погружённый в свои думы.

Лисий сказал:

-Что случилось с тобой, Диоген. Ты выглядишь так плохо и я уже сомневаюсь, что ты веришь в богов. Ведь в противном случае, если бы ты верил в богов, боги заботились бы о тебе, и ты выглядел бы, как бог.

Диоген:

-Ты судишь о богах по себе, Лисий. А богам безразлично, кто в какой одежде ходит или даже без одежды, как я. Ты думаешь, что боги обидели меня, не дав мне хорошей одежды. На самом деле, кажется, они обидели тебя, не дав тебе ума.

Лисий:

-Ты ошибаешься, Диоген, считая, что у меня нет ума. Разве ты не знаешь, сколько людей нуждаются во мне? Ты думаешь, что люди приходили бы за снадобьями к человеку, лишённому ума? Они нуждаются во мне больше, чем в тебе.

Диоген:

-В этом как раз их беда, о Лисий, что они идут к тебе, а не ко мне. Подобное лишь говорит о том, что у них нет ума. Как можно своё здоровье доверить человеку, который заинтересован в том, чтобы было больше больных! Ведь твоё благосостояние зависит от несчастья этих людей.

Лисий:

-Именно так и есть, как ты говоришь: моё состояние зависит от них. Но похоже ты завидуешь мне, Диоген. Если ты считаешь, что боги тебе дали ума больше, чем мне, то почему они лишили тебя всего остального: жилья, пищи, друзей, женщин? И почему всё это они дали мне?

Диоген:

-Как ты не видишь, Лисий, что это не боги лишили меня всего того, что ты перечислил. Это я сам лишил себя всего ненужного, оставив себе лишь самое необходимое. Ты же пользуясь различными излишествами, не можешь понять ценность самого необходимого.

Лисий:

-Диоген, но не стал ли ты похож на животное, существо, которое тоже живёт только необходимым. Что есть у него? Вода, еда, самка или самец. А у тебя нет даже женщины. Что скажешь ты на это, о мудрец?

Диоген:

- Ты ошибаешься, Лисий. Сытые животные проводят своё время во сне или в безделье. Я же, обретя необходимое, своим образом жизни показываю, что человек может довольствоваться столь малым, сохраняя своё достоинство. А вот излишества ему не нужны и даже вредны, Лисий. Главное для человека - это свобода и время. Они есть то сокровище, которое люди ценят лишь утратив их. И его уже никогда не вернуть. Никогда, Лисий! Ты слышишь меня? Дав тебе сверх необходимого, боги не наградили тебя умом, а наказали, потому что ты не умеешь этим пользоваться. Вот почему я сказал, что ты выглядишь словно обиженный богами. ...

Здесь рукопись обрывалась. Отложив папирус в сторону, Диоген Лаэртский надолго задумался, а потом взял стилос в руки и написал: "Торговец снадобьями Лисий спросил его, верит ли Диоген в богов. "Как же не верить, - сказал Диоген, - когда тебя я иначе и назвать не могу как богом обиженным!" И это всё, что дошло до нас из разговора на рыночной площади Афин 9 числа месяца таргелиона.