Найти в Дзене

«Шел май сорок третьего года» В.П. Астафьев. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

В чем заключаются уроки военной жизни? Вопрос, которым заинтересовался В. Астафьев, актуален, потому что жизнь нам очень часто преподносит уроки в любое время. Урок жизни для человека - это такое его состояние, когда он осознал свой или чужой поступок. Особенно поучительными бывают они в годы войны.

Автору-рассказчику довелось в годы Великой Отечественной войны есть скудный суп с другим солдатом из одного котелка. Молодой солдат не доверял пожилому и думал, что он съест больше. Но тот своей большой ложкой ел даже меньше. Не сразу молодой солдат убедился в том, что человек, который разделял с ним обед, не старался его обделить.

В продолжении описания обеда читатель видит, что «случайный напарник по котелку» разделил единственную макаронину в пользу другого. И молодой солдат увидел в его глазах «усталую мудрость». Когда старый солдат ушел, рассказчику казалось, что тот презирает его за желание съесть больше, чем другой. Он понял, что это серьезный урок, возможно, «самый справедливый, самый нравственный из всех уроков, какие преподала… жизнь».

В. Астафьев противопоставляет описание поведения умудренного опытом солдата и недостойного поведения молодого человека во время обеда, что иллюстрирует настоящий урок, который дает военная обстановка. Автор-рассказчик научился многому: верить тем, с кем находишься рядом, стараться побеждать в себе эгоизм и сохранять в себе человечность в любых обстоятельствах.

Описывая эгоистичные размышления молодого человека и откровенные, искренние действия солдата-«учителя», В. Астафьев подводит молодого солдата к пониманию негуманности своего поступка. И он признается, что никогда не забудет этого урока жизни.

Соглашаясь с автором-рассказчиком, я добавлю к его размышлениям уточнение о том, что военная жизнь учит людей не только во время боев, но и в другие моменты. В годы войны жизненная обстановка, быт значительно меняются. Нестандартные события отражаются на людях, их взаимоотношениях, в целом на их поведении. Военные условия жизни заставляют людей проходить через серьезнейшие нравственные уроки: пересматривать привычный образ жизни и жить не только личными интересами.

Итак, уроки военной жизни – самые жесткие уроки. Военная атмосфера - суровый учитель, который дает уроки не только выживания, но и нравственного переосмысления.

ТЕКСТ

Шел май сорок третьего года. На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.

В пару со мной угодил пожилой боец. Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая...

Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

В котелке оказалась одна макаронина. Одна на двоих. Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнёт обратно, шлёпнется в котелок, рукою мне хотелось её сцапать — и в рот!

Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? Ну, завезёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!»

Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина...

Раздался тихий звук. Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет... Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.

Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всё-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе.

Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.

Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.

И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь. (По В. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — крупный советский и российский писатель, участник Великой Отечественной войны. Важнейшие темы творчества В.П.Астафьева — военно-патриотическая и деревенская.

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки