Найти тему
АиФ-Омск

Давай дружить? Как стать наставником для подростка из детдома

   Благодаря проекту "Наставничество" дети из детских домов находят надёжное плечо взрослого друга.
Благодаря проекту "Наставничество" дети из детских домов находят надёжное плечо взрослого друга.

Омская область присоединилась к федеральному проекту «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный Город», нацеленному на духовную поддержку детей и подростков из детских домов.

В качестве партнёра выступило областное отделение Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России», руководителем которого является Гульнара Мукашева.

В круговороте добрых дел

Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Гульнара Валихановна, что сподвигло вас заняться кураторством проекта «Наставничество»?

Гульнара Мукашева: Я и профессионально, и духовно крепко связана с волонтёрством. В добровольческих рядах уже восьмой год, и меня это направление затягивает с каждым днём всё больше. В 2020 г. создала Центр социальных и экологических инициатив. Наша общественная некоммерческая организация работает по двум главным направлениям – мы занимаемся поддержкой семей с детьми, сирот, беженцев, мобилизованных солдат и их семей, а также вопросами охраны окружающей среды и экологии. Так что тема наставничества мне не чужда.

Часто бывала в комплексных центрах соцобслуживания населения, детских домах, общалась с ребятами из неблагополучных семей и сиротами. После таких встреч возникали мысли, что в этой работе нам всё-таки не хватает регулярности и профессионализма. Волонтёрство хоть и идёт от души, и в этой сфере только добрые, отзывчивые, неравнодушные люди, но всё же этому делу, как и любому другому, необходимо обучать, готовить к общению с разными группами.

Один подход – к «особенным» детям, другой – к пожилым, третий – к детям, лишённым родительского тепла. В проекте «Наставничество» как раз всё это чётко и основательно продумано.

Мне импонирует их деятельность, методы, система. Такой подход позволит подняться на более качественный уровень нашей волонтёрской работы.

Так совместно с психологом Анастасией Зайцевой мы решили, что Омск не должен оставаться в стороне от столь значимого и важного дела. Запуск проекта был связан с определёнными трудностями, но мы их преодолели. В сентябре 2022 г. подписали соглашение с министерством образования, а в декабре с детским домом № 4, познакомились с его коллективом, воспитанниками.

   Гульнара Мукашева - частый гость в детских домах. Фото: Из личного архивa/ Гульнара Мукашева
Гульнара Мукашева - частый гость в детских домах. Фото: Из личного архивa/ Гульнара Мукашева

Весёлый, добрый, а ещё и кулинар

- Как прошла первая встреча с ребятами?

- Среди воспитанников детских домов всегда много хулиганов: кто-то пропускает уроки, кто-то вообще не желает идти на контакт с педагогами. Таким подросткам будем уделять первоочередное внимание, ведь зачастую именно они чаще других нуждаются в заботе и дружеском общении, хоть отрицают это и на первых порах принимают какие-то предложения, советы в штыки.

Мы работаем с подростками от 12 лет. На нашу первую встречу пришли всего три девочки. Признаюсь, что слушательницы наблюдали за нами с недоверием и осторожностью. Интересовались, к чему это всё, и чем такое серьёзное и совсем не внушающее доверия о дружбе, а говорящее скорее о поучениях слово «наставничество», может быть полезно для них.

После знакомства мы предложили обратную связь, раздали девчонкам анкеты с главным, на наш взгляд, вопросом – какого наставника они хотят видеть рядом с собой? Ответы дебютанток проекта оказались не такими уж требовательными. Им нужен человек добрый, весёлый, который поможет определиться в профессиональном выборе и научит вкусно готовить.

Сарафанное радио среди ребят дало свои результаты: буквально через пару дней воспитатель сообщил, что подружиться с наставниками готовы ещё два подростка. На этот раз в числе желающих оказались представители сильной половины человечества. Остальные семь подростков пока не определились, готовы ли они довериться чужому человеку, и это абсолютно нормально. Отмечу, что участие в проекте исключительно добровольное.

Подставить надёжное плечо

- На ваш взгляд, наставник – это...

- ... взрослый друг. Не спонсор, не родитель, а именно тот человек, который может стать для подростка близким по духу, поможет вернуть доверие к окружающим. Он не будет ругать за плохие оценки, читать нотации и поучать на тему, что такое хорошо и что такое плохо. Наставник входит в мир ребёнка, чтобы на своём примере научить его добру.

А для этого ему необходимо иметь за своими плечами багаж знаний, жизненного опыта, душевного тепла, времени, чтобы бескорыстно делиться ими с подопечным. За наставничество деньги не платят, а потому люди приходят сюда по зову души и сердца.

   Ребята, не проживающие в семье, больше всего нуждаются в заботе, внимании, любви. Фото: Из личного архивa/ Гульнара Мукашева
Ребята, не проживающие в семье, больше всего нуждаются в заботе, внимании, любви. Фото: Из личного архивa/ Гульнара Мукашева

- А нужна ли такая дружба трудному подростку, будет ему интересно такое общение?

- В основном волонтёры приезжают в детские дома от случая к случаю, чаще всего привозя с собой подарки, организуя для ребят игры, концерты. Да, ребята рады таким визитам, повеселились, получили презенты. А с каким настроением они остаются наедине с собой?

На первый взгляд всё необходимое у них есть – накормлены, обуты, в тепле, под присмотром. Но они лишены главного – родительской ласки и заботы, любви, того, что нужно для простого человеческого счастья. Им нужны не сладости, не игрушки или модные вещи. Они нуждаются в друге, надёжном плече, в человеке, который подскажет, поможет, посоветует, научит, поддержит. Это и есть основная задача наставников.

Взрослый друг как минимум раз в неделю будет приезжать, чтобы провести время приятно и полезно. Совместно пара наставника-подопечного будет заниматься творчеством, учёбой, спортом. В распорядке времяпрепровождения также походы в кино, парки, кафе, кинотеатры, в общем полноценная, разносторонняя жизнь обычного подростка.

- Кто может стать наставником? Есть ли какие-то требования к таким кандидатам?

- Наставником обязательно должен быть взрослый человек старше 24 лет. Претендент должен будет заполнить анкету, пройти два бесплатных тренинга и пообщаться с психологом проекта для уточнения всех неясных моментов. Пара будет подбираться индивидуально, с учётом возраста, пола, особенностей характера и поведения.