Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу,
И ты услышишь вопли исступленья
И древних духов, бедствующих там,
О новой смерти тщетные моленья…
(Данте. «Божественная комедия»)
«Божественная комедия» Данте Алигьери (1265-1321), бесспорно, стоит в ряду величайших литературных творений Средневековья. В нем затронуты широчайшие пласты культуры, истории, политики, религии, философии с древних времен и вплоть до современной автору эпохи.
Просто «Комедия»
Над своей поэмой Данте трудился 14 лет, с 1307 по 1321 гг., то есть до конца жизни. Первоначально он назвал ее просто «Комедией», полагая, что этого наименования заслуживает всякое произведение, написанное в стихах простым народным стилем и имеющее благополучный конец. Трагедией же, по его мнению, называлось любое поэтическое творение высокого стиля с печальным концом. К тому же, произведения высокой литературы в те времена писались исключительно на латыни, а Данте писал по-итальянски. Эпитет «Божественная» добавил позднее Джованни Боккаччо (1313-1375).
Сюжет поэмы – это путешествие автора по загробному миру. Сначала он попадает в ад, затем в чистилище и, наконец, в рай. Соответственно, произведение состоит из трех частей и написано строфами-терцинами - трехстишиями. Это не случайно: Данте придает числу 3 мистическое толкование – например, это символ Троицы, а 33 – возраст Иисуса Христа… Всего в поэме 100 песен (100 – число совершенства).
Сумрачный лес
Начинается история с того, как автор очутился в дремучем лесу (это символ того, что его жизнь зашла в тупик):
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Путь ему преграждают три диких зверя - рысь, лев и
волчица, символизирующие три самые опасные человеческие страсти - чувственность, властолюбие и жадность:
Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепеня.
И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;
Немало душ из-за нее скорбело.
Меня сковал такой тяжелый гнет,
Перед ее стремящим ужас взглядом,
Что я утратил чаянье высот.
Есть и другое аллегорическое истолкование: рысь — это Флоренция, а пятна на ее шкуре означают вражду гвельфов и гибеллинов; лев — Франция; волчица — папская курия… По мысли Данте, именно эти «три зверя» угрожали господству в Италии феодальной монархии, которая казалась ему идеалом общественного устройства.
Однако появившийся вдруг перед ним древнеримский поэт Вергилий (70-19 гг. до н.э.), автор «Энеиды» (29-19 гг. до н.э.) спасает его от зверей и предлагает постранствовать вместе с ним по загробному миру:
Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу.
При этом он объявляет, что его послала умершая возлюбленная Данте – Беатриче. Исследователи считают, что речь идет о Беатриче Портинари (1266(67)-1290). Здесь образ Вергилия символизирует разум, спасающий человека от страстей, а образ Беатриче - веру и богословие:
Я Беатриче, та, кто шлет тебя;
Меня сюда из милого мне края
Свела любовь; я говорю любя.
Тебя не раз, хваля и величая,
Пред господом мой голос назовет.
Все круги Ада…
Согласившись на «экскурсию», Данте направляется с Вергилием сначала в Ад. Это место в книге описано как гигантская воронка из концентрических кругов, упирающаяся узким концом в центр земли:
Так он сошел, и я за ним спустился,
Вниз, в первый круг, идущий вкруг жерла.
В преддверии ада пребывают души людей ничтожных и нерешительных. В первом кругу - души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога. Здесь автор встречает таких корифеев, как Аристотель, Эврипид и Гомер. Во втором круге обитают души тех, кто при жизни предавался необузданной страсти, например, Франческа да Римини и ее возлюбленный Паоло, которых погубило запретное чувство…
Далее, спускаясь все ниже и ниже по ступеням Ада, Данте и его спутник попадают к чревоугодникам, скупцам, расточителям и гневливцам. Всем им определены особые наказания. За ними следуют еретики, объятые вечным пламенем, тираны и убийцы, которые плавают в потоках кипящей крови, самоубийцы, которые после смерти превратились в растения, насильники и богохульники, также сжигаемые огнем, обманщики всех видов и категорий… Самым ужасным грешникам предстоит попасть в девятый и последний круг Ада. В основном тут находятся предатели и изменники, среди них – Иуда Искариот, Брут и Кассий, которых грызет грозный Люцифер…
Чистилище и Рай
Попутешествовав по Аду, Данте и Вергилий поднимаются на поверхность земли и оказываются на острове, окруженном океаном, посреди которого высится конусообразная гора. Это Чистилище. Оно также состоит из кругов, сужающихся по мере приближения к вершине. Вход охраняет ангел, который, прежде чем впустить автора внутрь, чертит мечом у него на лбу семь P (эта буква обозначает «Peccatum» — «грех», таким образом, это символизирует семь смертных грехов):
Семь Р на лбу моем он начертал
Концом меча и: «Смой, чтобы он сгинул,
Когда войдешь, след этих ран», — сказал.
Однако по мере того, как Данте поднимается все выше и выше по кругам Чистилища, буквы исчезают одна за другой, и когда он достигает вершины, полностью стираются.
В Чистилище обитают души людей, искупающих совершенные при жизни прегрешения, такие, как гордость, зависть, гнев, алчность:
Здесь платят пеню за такую спесь;
Не воззови я к милости Владыки,
Пока грешил, — я не был бы и здесь.
Доведя Данте до врат Рая, Вергилий оставляет его: он не крещен и потому не может войти внутрь. Зато автор видит здесь Беатриче, восседающую на колеснице, которую везет гриф… Сначала она побуждает своего возлюбленного покаяться, а затем возносит его на небо. Рай состоит из семи сфер, которые опоясывают землю и соответствуют семи известным в ту эпоху планетам. Последняя из сфер зовется Эмпирей, в ней обитают блаженные души, удостоенные созерцать Бога. Именно эта сфера дает жизнь всему сущему:
Я в тверди был, где свет их восприят
Всего полней…
В Раю автор встречает византийского императора Юстиниана I Великого (527-565), который рассказывает ему историю Римской империи, затем Христа, Деву Марию и ангелов. Достигнув «небесной Розы» - Эмпиреи, он приобщается высшей благодати и видит самого Создателя:
В живом свеченье Сущность световая,
Сквозя, струила огнезарный дождь
Таких лучей, что я не снес, взирая.
Хотя плотскую страсть Данте и почитает грехом, платоническая его любовь к Беатриче, «Любовь, что движет солнце и светила», объявляется им одной из высших добродетелей. Всего их три – вера, надежда и любовь. Но есть еще добродетели, связанные с жаждой познания, они и заставляют поэта бродить по кругам потустороннего мира:
Вне времени, в предвечности своей,
Предвечная любовь сама раскрылась,
Безгранная, несчетностью любвей.
Она и перед этим находилась
Не в косном сне, затем что божество
Ни «до», ни «после» над водой носилось.
Врозь и совместно, суть и вещество
В мир совершенства свой полет помчали, —
С тройного лука три стрелы его.
Как в янтаре, стекле или кристалле
Сияет луч, причем его приход
И заполненье целого совпали,
Так и Творца троеобразный плод
Излился, как внезапное сиянье,
Где никакой неразличим черед.
Одновременны были и созданье,
И строй существ; над миром быть дано
Вершиной тем, в ком — чистое деянье,
А чистую возможность держит дно;
В средине — связью навсегда нетленной
С возможностью деянье сплетено.
Божественная и вечная…
Первое издание «Божественной комедии» относится предположительно к 1472 г. До нас она дошла в варианте 1555 г. Эта книга оказала колоссальное влияние на литературу, живопись и философию последующих столетий.
Отсылки к бессмертному творению Данте встречаются у Джеффри Чосера, Джона Милтона, Т. С. Элиота, Хорхе Луиса Борхеса, Дерека Уолкотта… В 1976 г. Ларри Нивен и Джерри Пурнель написали современный ремейк «Комедии». В романе «Инферно» писатель-фантаст умирает во время встречи с фанатами и оказывается в аду, где верховодит Бенито Муссолини (1883-1945). В 2009 г. вышло продолжение книги – «Побег из ада».
В 2002 г. вышел роман Ника Тошеса «Рукою Данте», в котором рассказывается история обнаружения рукописи «Божественной комедии», а также описываются последние годы работы Данте над поэмой. Также вокруг «Божественной комедии» вертится сюжет романа Дэна Брауна «Инферно» (2013).
Сегодня «Божественная комедия» занимает одно из первых мест в «рейтинге» всей мировой литературы. Несмотря на привязки к историческому контексту, эта книга остается вне эпох, ведь она повествует о сферах, находящихся за пределами этого мира, но в то же время затрагивает самые насущные вопросы бытия…
Из книги Ирины Шлионской
"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"
Публикуется с разрешения автора