Найти тему

Чёрный юмор: превосходство смеха над страхом

Оглавление

Тема этой статьи довольно неоднозначная и отношение к её предмету противоречивое. Тем не менее чёрный юмор есть, в литературе он не редкость, а на мой взгляд, ещё и является древнейшим видом осознанного юмора. Почему — объясню ниже.

Что такое чёрный юмор

Под чёрным юмором обычно понимают совершенно парадоксальное явление — насмешки над вещами, которые никак не могут быть смешными. Более того, это вещи трагичные — смерть, болезни, катастрофы, войны, увечья, то есть то, что приносит людям страдания. И вот это всё в чёрном юморе цинично выставляется в абсурдном, парадоксально смешном виде. Сталкиваясь с чёрным юмором, человек часто испытывает чувство неловкости — вроде бы и смешно, но высмеивается то, над чем смеяться не принято, да и не может быть смешной смерть, болезни, страдания.

Чёрный юмор, построенный на абсурде, понятен далеко не всем, поэтому многие его не принимают из-за возникающего чувства отторжения и страха перед высмеиваемыми явлениями. Однако в книгах он встречается нередко, я уже не говорю об анекдотах. Термин «чёрный юмор» ввел в употребление французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма Андре Бретон. Он в 1939 году составил «Антологию чёрного юмора».

Истоки литературного чёрного юмора возводят к произведениям эпохи Просвещения, когда появились пародии на готические романы. В этих пародиях высмеивались духи и призраки, кладбищенские приключения и романтизация смерти. К первым из известных произведений, где присутствует этот вид юмора, относят «Скромное предложение» Дж. Свифта, «Кандид» Вольтера, «Тристрам Шенди» Л. Стерна, «Кентервильское привидение» О. Уайльда.

Кадр из мультфильма "Кентервильское привидение" по мотивам сказки О. Уайльда.
Кадр из мультфильма "Кентервильское привидение" по мотивам сказки О. Уайльда.

Так, в сатирическом памфлете Дж. Свифта (он его издал анонимно) автор предлагает подавать детей ирландских бедняков в качестве деликатеса к столу английской аристократии. А то всё равно умирают от голода и болезней, а тут от них хоть какая-то польза будет. Типичный пример чёрного юмора.

В «Кандиде» Вольтера чёрный юмор не настолько «в лоб», но и там злой и не очень сарказм связан с тем, что поистине трагическая ситуация, сложившаяся в Европе, дошла до своего абсурда. Кровопролитная война (Семилетняя), в которую были втянуты разные народы, казалась бесконечной; в странах, лишившихся самого трудоспособного населения, начался голод, тогда как кормильцы с азартом убивали друг друга; во Франции распространялся религиозный фанатизм и обскурантизм; в Лиссабоне землетрясение унесло тысячи жизней. В такой ситуации Вольтер пишет произведение, в котором жёстко высмеивается всё — и власти, и бюрократию, и поведение людей перед лицом смерти. Сам Вольтер потом от авторства неоднократно отказывался, но «Кандид» все равно остался самым читаемым произведением этого автора.В жанре чёрного юмора писал французский прозаик Борис Виан.

Из более современных произведений можно назвать «Бойню № 5» Курта Воннегута, «Незабвенную» Ивлин Во, произведения абсурдиста Т. Пинчона, Т. Шарпа, Ч. Буковски «Макулатура» и т. д.

В русской литературе тоже немало произведений с чёрным юмором, взять хотя бы повесть Н. Г. Гоголя «Вий». Есть элементы чёрного юмора в притче «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Можно привести в пример также «Святочные рассказы» А. П. Чехова, повесть А. Толстого «Упырь», некоторые рассказы Даниила Хармса в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова тоже есть чёрный юмор.

-3

Из современных авторов в этом жанре работает В. Данихин («Девочка и мертвецы») и др. Я уж не говорю о различной юмористической фэнтези с участием некромантов и восставших мертвецов.

Зачем нужен чёрный юмор

Как вы уже поняли, подобный вид юмора в литературе не редкость, значит, он чем-то привлекает и читателей, и писателей. Правда, не все признаются, что читают такие книги с удовольствием, но ведь и читают, и пишут. Вы можете сказать, что дело в извращённом вкусе. Как можно смеяться над смертью, над страданиями людей?

Дело тут совсем не в извращённом вкусе. Да, есть вещи, над которыми смеяться неприлично. Однако чёрный юмор — это далеко не современное явление. Существует он с глубокой древности, и, возможно, был первым осознанным видом юмора, когда люди разыгрывали своеобразные театрализованные представления, в которых принимали участия такие персонажи, как смерть, болезни, проклятия. И все эти жуткие, страшные персонажи выставлялись в смешном виде. Зачем? А вы не догадываетесь? Затем, что именно именно смех лучше всего помогал побороть страх. То, над чем человек смеётся, перестаёт быть таким страшным. Не этим ли объясняется склонность детей к рассказам страшилок и стишкам из серии «дети в подвале играли в гестапо»?

Есть и ещё одна причина уже не столько психологическая, сколько мистическая. Люди верили, что смех над смертью и болезнью отпугнёт их. Это извечные враги человечества, а смех над врагом демонстрирует ему силу, в первую очередь силу духа.

Из этих своеобразных ритуалов «смеха над смертью» родились разные традиции, например, карнавальная культура, традиции скоморошьих плясок в страшных масках злых духов, своеобразное обыгрывание того, что связано с духами мёртвых, во время таких праздников, как британский Хэллоуин, кельтский Самхейм (Самайн), славянский Карачун, Святки, рождественские в карнавалы в католических странах и т. д.

В эпоху Средневековья в Западной Европе на фоне постоянных войн и эпидемий были распространены пляски на кладбищах, а в старинных манускриптах полно миниатюр с пляшущими скелетами и весёлой смертью в саване. Да и славянские дохристианские тризны предполагали не оплакивание умершего, а весёлые танцы, потешные бои и хвалебные песни в его честь.

"Пляски смерти". Фреска Ганса Гольбейна младшего
"Пляски смерти". Фреска Ганса Гольбейна младшего

Таким образом, чёрный юмор выполняет две функции. Во-первых, он помогает человеку противостоять жестокостям жизни, побороть страх перед ними, и смех превращается в защитную реакцию.

Во-вторых, это своеобразное направление контркультуры, она всегда противостоит общепринятым нормам и морали, которую принято называть мещанской.

Интересный факт

В 2017 году учёные Венского медицинского университета проводили исследования, касающиеся восприятия чёрного юмора. В качестве предположения была выдвинута гипотеза, что склонность людей к чёрному юмору как-то связана с отклонениями в психике, например, с фобиями, неврозами, маниями. Ведь такой юмор нравится далеко не всем. Результаты исследований были опубликованы в журнале Cognitive Processing. Испытуемым предлагали анекдоты, комиксы, карикатуры, содержащие чёрный юмор.

Итог исследований оказался весьма интересным. Все участники эксперимента разделились на три категории:

  • те, кому нравится чёрный юмор;
  • те, кто к нему относится спокойно;
  • те, кто его отвергает.

Выяснилось, что те, кто спокойно реагирует на чёрный юмор, и те, кому он нравится (первые две категории), имеют более устойчивую психику, нежели те, кто чёрный юмор отвергает. Испытуемые первой и второй категории менее подвержены стрессам, лучше управляют своими эмоциями. А представители первой категории ещё и отличаются… более высоким интеллектом и скоростью решения мыслительных задач.

Вот такие интересные и неожиданные результаты.