Найти тему
История моды с Марьяной С.

Итальянка, приятная во всех отношениях

Помню, когда в одном из каталогов аукционного дома Сотбис мне встретился этот портрет, я сразу, что называется, сделала стойку. Дело в том, что портретов конца XVII века, изображающих дам не в неглиже, не в пасторальных или как-бы-мифологических одеяниях, а при полном параде, увы, куда меньше, чем хотелось бы. Ну модно было писать портреты, как будто вы какая-нибудь Флора или Святая Агнесса, что поделать!

Тем ценнее для истории костюма портреты, где дама одета по последнему слову.

Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com
Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com

На голове у неё сложный головной убор из кружева и лент, названный по имени одной из фавориток Людовика XIV, мадмуазель де Фонтанж - вот здесь я писала о нём подробнее. Началось с подхваченных кружев волос, а превратилась В это. И, скажу честно, этот переход от простого сложному представлялся мне довольно загадочным процессом. :)

А ещё обратите внимание - в волосах у дамы поблескивают шпильки, а
во лбу звезда горит в самом центре - украшение в виде полумесяца. "Венец творенья, дивная Диана", Диана-охотница.

Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com. Деталь.
Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com. Деталь.

На плечо с фонтанжа спускается длинная полоса кружева. Вторая с жругой стороны тоже есть, но она почти не видна, так как не выведена вперёд, а оставлена свисать сзади. Такое украшение было поводом показать, как много такой дорогой вещи, как кружево, ты можешь себе позволить!

Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com. Деталь.
Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com. Деталь.

На шее - нитка жемчуга и бриллиантовый (скорее всего) крестик. На даме надето чёрное верхнее платье, "мантуя". Они были распашными, и впереди либо закрывались декоративной вставкой, либо обходились без неё, но тогда дама надевала нарядный корсет, который не стыдно показать окружающим. Мне кажется, наша дама так и поступила, и то золотистое между бортами платья - именно корсет. С огромным бриллиантовым корсажным украшением! В декольте трогательно спрятан красный бантик, только хвостики торчат. :)

Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com. Деталь.
Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com. Деталь.

Юбка мантуи, соответственно, тоже распашная, открывает нижнюю юбку, и сзади драпируется пышными складками (привет турнюрам двести лет спустя). На нескольких итальянских портретах той поры мне встречалось именно такое сочетание - чёрная мантуя и яркая узорчатая юбка.

Обратите внимание на поясок с пряжкой! А из-под относительно широких, с отворотами, рукавов мантуи виднеется кружево и всё те же красные бантики. Запястья украшены четырьмя нитками жемчуга, а вот колец нет ни на одной руке.

Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com. Деталь.
Портрет дамы, неизв. художник итальянской школы, ок. 1690. (с) sothebys.com. Деталь.

Приятная дама!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!

Макияж
950 интересуются