Найти тему
МИР (Море История Россия)

Черное море. Броненосцы "второго поколения"

Оглавление

Мы немного коснулись главного калибра "Петра Великого", артиллерию которого можно отнести к "первому" поколению (или условному обозначению "орудия, образца 1867 года). Но, появился "призматический" порох (прессованный в призмы). И появилось новое поколение орудий. Условно назовем их орудиями образца 1877 года. Длина ствола орудий увеличилась до 30-35 калибров. При этом, дабы не терять ранее произведенной артиллерии, было принято решение, об "удлинении" старых орудий, и о замене снарядов со свинцовой оболочкой, на снаряды с медным пояском.

Рассмотрим серию из 4 броненосцев для Черного моря. Броненосцы типа «Екатерина II» это серия барбетных броненосцев Русского императорского флота, состоявшая из четырёх кораблей — «Екатерина II», «Чесма», «Синоп» и «Георгий Победоносец». Вроде бы серия одна, а, корабли... немного разные.

На «Екатерине II» и «Синопе» были установлены 305-мм орудия образца 1877 года с длиной ствола в 30 калибров. Проектирование орудия было начато Обуховским заводом в 1878 года, первый образец изготовлен в 1880 году. Испытания прошли в 1882 году. Всего было произведено 21 орудие. Распределились они так:

  • Броненосец "Екатерина II" - 6 шт.
  • Броненосец "Синоп" - 6 шт.
  • Броненосец "Александр II" - Балтика 2 шт.
  • Броненосец "Николай I" - Балтика 2 шт.
  • Броненосец "Гангут" Балтика 1 шт
  • Броненосец "12 Апостолов" 4 шт.

Смотрим Черное море. На броненосцах типа "Екатерина II", орудия главного калибра размещались попарно на трёх установках внутри 305-мм грушевидного каземата. Вперед смотрели 4 орудия главного калибра. Сектор обстрела носовых орудий главного калибра — 155° (125° на свой борт от диаметральной плоскости и 30° на противоположный борт), кормовых орудий — 202° (по 101° на каждый борт). Максимальный угол возвышения орудий — 15°, снижения — 2°

Орудие стреляло чугунными снарядами весом по 331,7 кг и длиной 2,8 калибра. Бронебойный снаряд изготавливался из закалённого чугуна. Заряд состоял из бурого пороха и весил 121—123 кг. Дальность стрельбы при возвышении 6° — 5093 м. Табличная дальность была рассчитана до 9150 м. На дистанции 1852 м бронебойный снаряд мог пробить железную броню толщиной 186 мм Кроме того в боекомплект входил картечный снаряд весом 390—394 кг с зарядом 73,7 кг пороха. Снаряды имели уже иедный поясок.

Екатерина II

Первый броненосец серии был заложен на верфи Николаевского адмиралтейства 14 (26) июня 1883 года. Через 2 недели в Севастополе на верфи РОПиТ были заложены ещё два однотипных броненосца. Приказом по Морскому ведомству № 110 от 3 (15) октября 1883 года первый броненосец получил имя «Екатерина II». Имена двух других — «Чесма» и «Синоп» — были утверждены 30 сентября (12 ноября) 1883 года.

В конце августа 1883 года глава Морского министерства И. А. Шестаков распорядился МТК рассмотреть изменения конструкции броненосцев — продлить броню на всю длину корпуса (как это тогда было принято на французских броненосцах) и уменьшить количество 305-мм орудий до четырёх, разместив их в башнях, разработанных французской фирмой «Фордж и Шантье» и вместе с тем усилить средний калибр с 6 до 14 152-мм орудий на батарейной палубе.

В декабре МТК утвердил удлинение броневого пояса и отказался от изменений в вооружении, сославшись на недостаточность испытаний за рубежом башенных установок этой фирмы. С удлинением броневого пояса водоизмещение броненосцев возрастало до 10145,85 тонн, а осадка на 0,13 метра. Броню для севастопольских кораблей также заказали «Ч. Кэммел и К». Кроме упомянутых 137 плит для Николаевского адмиралтейства эта фирма должна была изготовить 265 плит для севастопольских броненосцев – общим сроком в два года. Механизмы для этих кораблей, в отличие от николаевского, также заказали в Англии.

В начале 1886 года начались подготовительные работы к спуску «Екатерины II». Из-за отсутствия опыта спуска больших кораблей в стеснённом бассейне реки (Ингул, на который выходили эллинги Николаевского адмиралтейства), пришлось обратиться к международному опыту. За образец были взяты спусковые устройства броненосцев «Бенбоу» в Англии и «Формидабль» во Франции, которые были спущены на воду незадолго до этого, в 1885 году.

Процедуры спуска «Екатерины II» и однотипной «Чесмы» в Севастополе должны были проходить в торжественной обстановке в присутствии Александра III и членов императорской фамилии. Так сложилось, что весной 1886 года государь вместе с семьей прибыл на отдых в Крым и в мае посетил Севастополь. Из-за этого «Чесма» сошла на воду раньше, чем полностью готовая и ожидающая августейших персон «Екатерина II», хотя спуск николаевского броненосца был запланирован первым.

Испытания артиллерии главного калибра выявили ряд конструктивных недостатков — в первую очередь, из-за недостаточной длины 305-мм орудий и не большого их возвышения над палубой (около 1,2 метра) во время стрельбы пороховые газы оказывали существенное разрушающее воздействие на корпус — появились трещины в кницах бимсов верхней палубы. При стрельбе главного калибра, при некоторых углах, невозможно было находиться в казематах 47-мм пушек с открытыми ставнями, что исключало возможность отражения атаки миноносцев.

В мае 1889 года «Екатерина II» была выведена на мерную милю, где показала полную скорость хода в 14,3 узла. Ходовые и артиллерийские испытания выявили ряд конструктивных недостатков, которые впоследствии пришлось устранять в ходе эксплуатации.

Екатерина II идет на разборку
Екатерина II идет на разборку

Осенью 1907 года «Екатерина II» была исключена из списков Черноморского флота и разоружена. Впоследствии, после нескольких лет простоя в гавани Севастополя, бывший броненосец был продан на слом.

"Синоп"

У "Синопа" век оказался чуть дольше. В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп», «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия. Но, не сложилось...

-3

В январе 1918 года «Синоп» принял участие в восстании Румчерода против власти Украинской Народной Рады и в установлении в Одессе советской власти. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен немецкими войсками, затем, 24 ноября 1918 года, перешёл к британским союзникам и передан ими Белому флоту. 19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников выведен из строя и взорван. 29 апреля был захвачен частями Украинского фронта РККА, но 24 июня вновь отбит белогвардейцами. После захвата Севастополя 15 ноября 1920 года частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ. Броненосец был разделан на металл в Севастополе в период 1922-1924 гг. Упоминаемые в некоторых источниках данные о том что «Синоп» был затоплен у Ялты и якобы обнаружен подводной экспедицией Балларда не соответствуют действительности.

Можно, конечно посмотреть и Балтику с ее "Александром II" и "Николаем I", но смысл? Орудия те же.

"Александр II"

Александр II был начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889 года, а фактически — летом 1891 года. К этому времени 30 -калиберные пушки, стрелявшие дымным порохом были уже анахронизмом.

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя 1039 миль. 5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1-го ранга К. П. Никонова начал кампанию. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала.

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин», минным крейсером «Посадник» и миноносцами № 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа. 14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт. К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий», а также крейсером 2-го ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы № 119 и № 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

По продолжительности средиземноморский поход «Императора Александра II» не имеет аналогов в истории русского флота. За 61 месяц, проведённый вдали от родных берегов, броненосец прошёл около 36 тысяч миль и сжёг 19,5 тысяч тонн угля. В береговые госпитали за эти годы было отправлено 147 человек, из них 12 умерли. Сбежало с корабля в поисках лучшей доли всего четыре матроса. Большую часть похода «Александр II» нёс адмиральский флаг: он был флагманом адмиралов П. П. Андреева, Н. И. Скрыдлова, К. Р. Вальронда и А. А. Бирилёва. За это время на броненосце сменилось три командира: со 2 июля 1896 года по 24 января 1898 года им командовал К. П. Никонов, затем до 17 октября 1898 года — И. И. Хмелевский, а остальное время похода — М. А. Броницкий. Комиссия, осмотревшая корабль после столь долгого похода, нашла его в целом в хорошем состоянии.

7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград, чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные Временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа. На следующий год броненосец пошёл на слом.

"Николай I"

На рубеже веков корабль уже сильно устарел и стал фактически хорошо вооружённой правительственной яхтой. Особенно устарела артиллерия (старые короткоствольные орудия с дымным порохом были неудобны, крайне недальнобойные и медленно перезаряжаемые) и схема бронирования (площадь бронирования была мала, а как следствие, корабль был очень плохо защищён от осколков фугасных и полубронебойных снарядов). И, смысл, его отправки в Цусиму,потерялся в кулуарах царского двора.

-4

Так или иначе, он стал японским трофеем. 23 мая 1905 года броненосец включён в состав Японского флота под именем " Iki". После войны выполнял задачи учебного артиллерийского корабля. В 1910 году броненосец прошёл модернизацию и переклассифицирован в броненосец береговой обороны (по некоторым данным, тогда же его старые пушки ГК заменили японскими 305-мм с длиной ствола 40 клб). Сохранив за собой ранг броненосца береговой обороны, он использовался как учебный корабль школы юнг и был приписан к базе в Йокосука. Экипаж броненосца в тот период составлял 611 человек. Активной роли в Первой Мировой войне корабль не принял, но привлекался для несения дозорной службы у берегов Японии. С 18 апреля 1915 года броненосец использовали в качестве корабля-мишени.

"Гангут"

Эскадренный броненосец «Гангут» находился в строю всего несколько лет и среди моряков пользовался не очень лестной репутацией. О нем говорили: «Одна мачта, одна труба, одна пушка – одно недоразумение».

Это броненосец из серии "Доэкономились"

-5

Водоизмещение проектное 6592 т, фактическое на испытаниях 7142 т. Длина между перпендикулярами 84,7 м, ширина по ватерлинии 18,9 м, осадка по проекту 6,4 м, фактическая на испытаниях 6,99 м. Вооружение: одно 305-мм, четыре 229-мм и четыре 152-мм орудия, шесть 47-мм одноствольных, десять 37-мм одноствольных и четыре пятиствольных пушек Гочкиса, четыре 63,5-мм десантные пушки Барановского, шесть 381-мм торпедных аппаратов.

12 июня 1897 года броненосец снялся с якоря и направился для исполнения учебных артиллерийских стрельб на плес к северу от острова Рондо. Выйдя в данный район, поставили щит на якорь, прилегли в дрейф и отдали время отобедать экипажу. В 13 ч 15 мин пробили военную тревогу, и «Гангут» начал лавирование у щита, стреляя с обоих бортов орудиями всех калибров, в том числе и 305-мм. В 15 ч 40 мин, когда погода начала портиться и ветер развёл волну силой до 3 баллов, стрельбу закончили. Щит подняли на борт и пошли на Транзунд, имея под парами четыре котла в носовом отделении. Скорость составляла всего 2,5 узла. В 15 ч 45 мин вахтенные доложили в выходившем из Бьерке-Зунда пароходе «Днепр». В этот момент на корабле ощутили незначимый толчок. В жилой палубе чувство было, как при реверсе с переднего хода на обратный, и только кочегары, стоявшие на вахте, совсем отчетливо услышали скрежет под дном. В 15 ч 55 мин застопорили ход и начали задраивать двери водонепроницаемых переборок. Но через 10 мин вода залила топки котлов в правом носовом отделении и через низко расположенный дымоход в течение нескольких минут затопила топки всех другихх котлов. Корабль остался без хода, без освещения и без водоотливных средств. В 16 ч 45 мин подняли сигнал «Терплю бедствие» по интернациональному своду и начали производить выстрелы с перерывом в 1 мин, чтобы привлечь внимание лоцманов на острове Тулуран-Саари (сейчас Вихревой).

В 21 ч спустили адмиральский флаг, и С.П. Тыртов со штабом перешёл на пароход «Днепр» который прибыл на сигнал бедствия. Через пять минут вывели из действия вспомогательный котёл и водоотливные средства. На борту остались лишь капитан 1 ранга К.М. Тикоцкий, старший офицер капитан 2 ранга М. Переслени, мичман П. Плен и боцман Г. Мишин. Командир, убедившись, что на борту никого не осталось, последним сел в шлюпку. В 21 ч 40 мин «Гангут» очень быстро начал накреняться на левый борт и исчез под водой.

Вообще, отвлекаясь от "орудийной темы" стоит отметить. что Балтфлот потерял много кораблей на навигационных ошибках...

12 апостолов -песнь особая. о ней отдельной главе...